Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10 "Улыбка" г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания
Описание образовательной программы
Описание образовательной
программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 10 «Улыбка» г. Моздока
Республики Северная Осетия – Алания
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Улыбка» г.
Моздока Республики Северная Осетия - Алания
расположено по
адресу: 363750, РСО-Алания, г. Моздок, ул. Уварова, д. 23.
Режим работы:
пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 07.30 до 18.00
часов. Деятельность МБДОУ организована с учетом государственных законодательных
и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне
федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами
МБДОУ, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. В МБДОУ
функционируют 4 возрастные группы для детей раннего и дошкольного
возраста общеразвивающей направленности.
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №10
«Улыбка» (далее — Программа) охватывает возраст детей от 2 до 7 лет.
Обязательная часть
образовательной программы дошкольного образования соответствует Федеральной
программе и оформляется в виде ссылки на нее. Программа определяет объем
обязательной части, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60%
от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых
осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ; выбор
парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом. Содержание и
планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов Федеральной программы.
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав
которой входят рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания),
примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план
воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
В Программе
содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе
Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые
результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе
завершения освоения Федеральной программы; подходы к педагогической диагностике
достижения планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по
каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программа входит рабочая
программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОУ;
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной
литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также
примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений.
В разделе представлены режим дня в дошкольных группах,
календарный план воспитательной работы.
МБДОУ детский сад №10 «Улыбка» самостоятельно выбирает
способы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных
условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников
образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Цель Программы определена в соответствии с п.
14.1 ФОП ДО: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Задачи реализации Программы определены с п.
14.2 ФОП ДО:
ü охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
ü обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
ü приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России;
ü создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
ü построение (структурирование) содержания
образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных
особенностей развития;
ü создание условий для равного доступа к
образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
ü обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
ü обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
ü достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Обязательная часть Программы разработана на
основе федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее -
ФОП) и предполагает комплексность подхода обеспечивая развитие детей во всех
пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие). В содержательную часть программы входит Рабочая программа
воспитания МБДОУ детский сад №10 «Улыбка».
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений (в соответствии с п.2.12. приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования») учитывает образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
ü специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
ü выбор тех форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
ü сложившиеся традиции
Организации или группы.
Данная часть Программы представлена выбранными
парциальными программами, направленными на развитие детей в нескольких
образовательных областях.
Обязательная часть |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
ФОП ДО |
1. Программа экологического воспитания дошкольников «Мой край – моя
святыня», авторы Бобылева Л.А., Султанова А.В. предусматривает включение
воспитанников в процессы ознакомления с экологией и региональными
особенностями Северной Осетии. 2.Методические рекомендации по приобщению старших дошкольников к
традициям и культуре осетинского народа . 3.Парциальная программа по музыкальному воспитанию дошкольников
«Ладушки» |
Реализация Программы предполагает ее интеграцию в
едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными
субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО,
зафиксированных во ФГОС ДО. Программа МБДОУ детский сад №10 «Улыбка» может
корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного
образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.
По Уставу МБДОУ детский сад №10 «Улыбка» обеспечивает
воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление
воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Обучение и воспитание
осуществляется на русском языке. Сроки получения дошкольного образования
определены Уставом МБДОУ детский сад №10 «Улыбка». ОП ДО реализуется в течение
всего времени пребывания детей в ДОО. Период определяется сроком поступления и
завершения ребенком дошкольного образования в ДОО. В соответствии с п. 1.3 ФГОС
ДО учитывается возможность освоения ребенком ОП ДО на любом этапе ее
реализации.