Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое обеспечение
Проектная
мощность ДОУ, используемая в образовательных целях:
■
4
группы, без спальных комнат;
■
4
прогулочные площадки с верандами
Вид
помещения |
Основное
предназначение |
Оснащение |
Старшая
и средняя группы, используемые для
проведения музыкальных занятий, утренников, праздников |
непосредственно
организованная образовательная деятельность утренняя гимнастика досуговые
мероприятия, праздники театрализованные
представления родительские
собрания и прочие мероприятия для родителей |
ноутбук,
экран, проектор, музыкальный центр, детские
музыкальные инструменты, пианино, различные
виды театра, ширмы. |
Медицинский кабинет |
Осмотр
детей, консультации медсестры, врачей; Консультативно просветительская работа
с родителями и педагогами |
Медицинский
кабинет |
Приемные, Кабинет
заместителя заведующей по воспитательной работе, кабинет заведующей |
Информационно
просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями |
Стенды
для родителей Стенды
для сотрудников Компьютер,
принтер Компьютер,
сканер, принтер |
Участки |
Прогулки,
наблюдения; Игровая деятельность; Самостоятельная двигательная деятельность
Трудовая деятельность. |
Прогулочные
площадки для детей всех возрастных групп. Игровое, функциональное, и
спортивное оборудование. Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами
дорожного движения. |
Оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ оборудованы и функционируют 4 группы общеразвивающей направленности:
- первая младшая группа (для детей 2-3 лет)
- вторая младшая группа (для детей 3-4 лет)
- средняя группа (для детей 4-5 лет)
- старшая группа (для детей 5-6 лет).
Объекты для проведения практических занятий
В ДОУ оборудованы и функционируют 4 группы общеразвивающей направленности:
- первая младшая группа (для детей 2-3 лет)
- вторая младшая группа (для детей 3-4 лет)
- средняя группа (для детей 4-5 лет)
- старшая группа (для детей 5-6 лет).
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания в ДОО.
Средства
обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной
природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной
информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения
поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая
современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
-
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
-
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
-
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные
кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
-
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски);
-
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные);
-
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
-
тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое
оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также
есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в
частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Идеальные
средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют
педагоги и дети для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский выделяет
лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, символы,
условные обозначения, таблицы, схемы), паралингвистические (жесты, мимика)
средства. Эти средства можно назвать средствами коммуникации. Средствами
обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд,
познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В
качествеособого средства обученияв дошкольный период выделяют
педагога – как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении
детьми социального опыта.
Материальные
средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети
для детализированного обучения. Кним относят учебные пособия, модели,
таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий
с детьми, микроклимат, режим питания и др.
Наиболее
эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные
и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы
использования средств обучения:
-
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции,
сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую
системы восприятия в образовательных целях;
-
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.);
-
сотворчество педагога и обучающегося;
-
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства
обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями
ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических
ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях.
Подбор
средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности
(игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной
литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих
задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Оборудование
должно отвечать санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
Для
всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические
средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные
сюжетные игровые наборы и игрушки, подобранные в соответствии с лексической
темой.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского
сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для
формирования математических представлений имеются демонстрационные и
раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений
(схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для
конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный)
строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего»,
металлические, деревянные, наборы геометрических фигур и плата для
нетрадиционного конструирования и пр.
Для
развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы
для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного
театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для
развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для
сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая»,
«Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для
подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для
познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где
имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии,
карты, схемы.
В
детском саду имеются технические средства обучения нового
поколения: ноутбуки, проекторы, экраны,
значительно расширяющие возможности педагогов.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетямв МБДОУ детский сад №10
«Улыбка»
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация
образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на
повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и
администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных
технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для
педагогов и административного управления — 2 компьютера, 2 ноутбука, которые имеют
выход в Интернет, 4 проектора, 4 принтера. А также детский сад
оснащен—2 фотоаппаратами, 1 телевизором, 2 музыкальными центрами.
В свободное от деятельности с детьми время
каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет
может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения
воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая
процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов
через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем
инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность
воспитательно-образовательного процесса, так как:
ü включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео,
звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
ü использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности
позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в
наиболее предпочтительном для него темпе;
ü сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой
информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая
предоставляется воспитателем или родителями.
В
ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором
располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях;
об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических
работниках.
На сайте ДОУ
размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса
– отчет по самообследованию, документы, регламентирующие работу детского сада.
Использование электронных образовательных
ресурсов в образовательном процессе:
1.Разработка мультимедийных презентаций
2.Использование сети Интернет
3.Изготовление печатной продукции:
тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ
воспитанников.
Свободный доступ
воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном
процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных
ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ -не имеется.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Специальные технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение
доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
МБДОУ детский сад № 10 «Улыбка» имеет два отдельно стоящих здания 1941г. постройки. Детский сад оборудован пандусом, обеспечивающим доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в здание. На входе установлена тактильная плитка с названием образовательной организации.Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют .Входная площадка имеет навес, видеодомофон и звонок при входе. Имеется система видеонаблюдения.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском
саду имеются технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная
установка (проектор, экран, ноутбук) - в старшей группе; переносная
мультимедийная установка;
- музыкальные
центры (средняя, старшая и вторая младшая группы);
-Дети-инвалиды
и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях,
в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.