Рабочая программа музыкального руководителя
Цель
программы в соответствии общей образовательной программой дошкольного образования: введение детей в мир
общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок
самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в
разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
Цель программы
- создание благоприятных условий для полноценного всестороннего развития
ребенка, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями. Развитие творческих и актерских способностей ребенка, развитие
музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству,
развитие музыкальности детей, развитие способности эмоционально воспринимать
музыку достигается путем решения следующих задач.
Развитие
музыкально — художественной деятельности
Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка и на
этой основе формирование его эстетической культуры. Выявление
художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов
обучения: беседы, игровой импровизации, наблюдения.
Приобщение к
национальному и мировому музыкальному искусству.
Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу
человека, развитие музыкально-творческих способностей, развитие творческой
активности через театральную деятельность.
Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны
и укрепления здоровья детей.
1.
Развивать коммуникативные способности.
2.
Научить детей творчески использовать музыкальные
впечатления в повседневной жизни.
3.
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов
и представлений.
4.
Заложить основы гармонического развития:
развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии,
развитие индивидуальных способностей.
5.
Приобщать детей к национальной народно -
традиционной и мировой музыкальной культуре.
6.
Подготовить детей к освоению приемов и навыков в
различных видах музыкальной деятельности.
7.
Познакомить детей с разнообразием музыкальных
форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8.
Обогатить детей музыкальными знаниями и
представлениями в музыкальной игре.
9.
Развивать детское творчество во всех видах
музыкальной деятельности.
Настоящая программа разработана с
учетом принципов построения программы:
1.
Принцип интегративности - определяется
взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной
художественнотворческой деятельностью.
2.
Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к
искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования
личности.
3.
Принцип деятельности (деятельностный подход) -
формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.
4.
Принцип культуросообразности - содержание
программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих
ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность
способная творить, выдумывать, фантазировать.
5.
Принцип вариативности - материал постоянно
варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
6.
Принцип креативности (организации творческой
деятельности).
7.
Принцип эстетизации - предполагает наполнение
жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства,
овладение языком искусства.
8.
Принцип свободы выбора - в любом обучающем или
управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
9.
Принцип обратной связи - предполагает рефлексию
педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и
самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику
индивидуальных особенностей.
10.
Принцип адаптивности - предполагает гибкое
применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в
зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого
ребёнка.
2 Основные цели и задачи образовательной области «Музыка»
реализуются в основных видах музыкальной деятельности.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи (общие):
-ознакомление с музыкальными
произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и
навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер и
национальный колорит песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
формирование музыкального вкуса.
Раздел «ПЕНИЕ»
Задачи (общие):
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью
воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и
неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и
исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Задачи (общие):
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и
в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального
произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие
пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры,
пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Задачи (общие):
-
совершенствование эстетического восприятия и
чувства ребенка,
-
становление и развитие волевых качеств:
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
-
развитие сосредоточенности, памяти, фантазии,
творческих способностей, музыкального вкуса.
-
знакомство с детскими музыкальными инструментами
и обучение детей игре на них.
-
развитие координации музыкального мышления и
двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
Импровизация на детских музыкальных инструментах)»
Задачи (общие):
-
развивать способность творческого воображения
при восприятии музыки
-
способствовать активизации фантазии ребенка,
стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для
воплощения своего замысла
-
развивать способность к песенному,
музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах
Основное назначение
рабочей программы:
Предоставить детям систему увлекательных
занятий, позволяющих усвоить программу по разделу «Музыка».
-
Формированию музыкальных знаний, умений,
навыков;
-
Накоплению впечатлений;
-
Спонтанному выражению творческого начала в
зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
-
Импровизации ;
-
Формированию умения понять образовательную
задачу.
В рабочей программе
определены музыкальные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и
личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной
деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального
искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры детей
дошкольного. Программы состоит в системе специально организованных занятий по
музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию
художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции
недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Музыкальные занятия - основная форма
организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и
целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и
развития детей.
Музыкальные занятия состоят из 3 частей.
1.
Вводная часть
Подразумевает освоение и усовершенствование
музыкально- ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в
играх, плясках, танцах, хороводах.
Слушание
Научить ребенка вслушиваться в звучание
музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на
музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции, характер, настроение
человека.
Пение и подпевание
Развивать координации слуха и голоса детей,
приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко
проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с
аккомпанементом).
Также в основную часть входить игра на
музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства
ритма. Использование музыкально- дидактических игр.
Пляска, хоровод, игра. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Организация учебного процесса в МБДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на 5 лет и предусматривает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПин.