Паспорт Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» Руководитель программы: педагог дополнительного образования Котлярова Таисия Александровна Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, ул. Уварова, д. 23 тел: 8(86736) 3-20-38 Электронная почта: kukievainna@yandex.ru Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания Возраст обучающихся: 5-6 лет Социальный статус: учреждения воспитанники дошкольного образовательного Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Направленность программы: социально-гуманитарная Вид программы: модифицированная Уровень реализации: дополнительное образование Уровень освоения программы: ознакомительный Способ освоения содержания образования: креативный Введение «Грамотейка» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы. Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для детей 5-6 лет. Программа направлена на осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г. Москва) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629), Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242), Санитарные правила СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы. Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации. Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений: 1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебновоспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности. 2. Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используются индивидуальные задания, с помощью которых ребенок сам может выбрать последовательность решения, работать в своем темпе. 3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы. Направленность Социально-гуманитарная. Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения детям предоставлена система увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу и подготовить детей к школе, способствуя: - формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; - овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); - формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; - овладению навыками речевого общения; - развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Актуальность программы Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительнодвигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе. Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы. Задачи программы: Образовательные: -учить соотносить звук и букву; -учить детей производить звуко - буквенный анализ слова; -упражнять в аналитико-синтетической деятельности; -учить детей владеть звуковой стороной речи -темпом, интонацией; -подготовить руку ребенка к письму; -формировать и развивать фонематический слух; -знакомить со слоговой структурой слова; -знакомить с графическим изображением буквы; -упражнять в печатании букв, слогов; -формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения; -формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения; -расширять словарный запас детей Развивающие: -развивать слуховое восприятие; -развивать графические навыки; -развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки; -развивать глазомер, четкую координацию руки Воспитательные: -воспитывать умение работать; -воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим; -воспитывать усидчивость; -воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий. Для реализации вышеизложенных задач программа состоит из одного этапа. Отличительная особенность программы Заключается в том, что основное внимание в ее содержании уделяется именно обучению детей грамоте (развитие фонематического слуха, овладение звуковым анализом слов, знакомство со слоговым строением слова, словесным ударением, предложением и т.д.). В учебном материале созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебных задач по грамоте. Знания не даются в готовом виде, детям предлагаются задания, которые помогают им самим добывать новые знания, т.е. на занятии главенствует дух открытия (ничего не сообщается в готовом виде). Обучение происходит с помощью игровых технологий и происходит в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Детям созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. В ходе выполнения заданий у ребенка возникает потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач. Принципы реализации программы В основе реализации программы лежат принципы: Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие. Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь разных видов деятельности. Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и творческих и творческих способностей детей. Принцип последовательности. Предполагает изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д. Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей. Режим занятий Возраст воспитанников- 5-6 лет. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов – 40. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, контрольным. Продолжительность занятий 25-30 минут. Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую работу детей. Количество детей в кружке: не более 12 человек. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых (фронтальных) занятий. Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткойрасписанием. Основные формы обучения: Теоретические занятия; Комбинированные занятия; Практические занятия; Игровые формы организации занятий; Диагностические занятия; Контрольные занятия. Теоретическая часть дается в форме бесед с использованием иллюстративного демонстрационного и раздаточного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Детям предлагаются занимательные упражнения, игровизоры, упражнения для развития моторики. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Методы и приемы обучения На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения и воспитания: -информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал); -объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа); -наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации); -практические (фонематические упражнения, работа с текстами, дидактические игры, рисование, театрализация); -методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование). Направления работы: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению Решение детьми самостоятельно проблемных задач. Условия реализации программы Методическое обеспечение: Набор нормативно-правовых актов; Наличие утвержденной программы; Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы, карточки, кассы букв и т.д. Методические разработки; Подборка информационной и справочной литературы; Подбор дидактических игр; Диагностический инструментарий. Материально-техническое обеспечение: Группа (соответствующая санитарно-гигиеническим нормам); Учебное оборудование (комплект мебели); Материалы (кассы букв, игровизоры, карточки и т.д.). Наглядные пособия по грамоте. Организационное обеспечение: Необходимый контингент детей, который будет обучаться основам грамоты в кружке; Соответствующее требованиям расписание; Взаимодействие с родителями. Предполагаемые результаты: Ребенок к концу года знает: - буквы русского алфавита Ребенок к концу года умеет: -правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; -различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; -делить слова на слоги; -дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; -определять и называть первый звук в слове; -произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание; -рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы; -выполнять упражнения для пальцев и кистей рук; -составлять 4-5 предложений по картине; -отвечать на вопросы рассказа с помощью коротких и длинных предложений; -заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки; Развивающий блок: К концу года дети умеют: Быть терпимыми, добрыми, заботиться о ближнем; Уважительно относиться к русскому языку. Работа по данной программе осуществляется в 3 этапа: 1. Аналитико-диагностический этап: изучение литературы, подбор обучающего и диагностического материала. 2. Практический этап: составление перспективного плана работы, разработка конспектов занятий и их проведение. 3. Заключительный этап: проведение мониторинга. Учебный план № п\п Разделы программы Количество часов 1 Вводное занятие 1 час 2 Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки речевые и неречевые Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р 3 4 5 1 час 6 часов 5 часов Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, 6 часов И: 6 7 8 9 Знакомство с парными согласными Г и Гь, К и Кь, Д и Дь, Т и Ть, В и Вь, Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б и Бь, П и Пь Знакомство с согласными Ч, Щ и их особенностями Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями Повторение и закрепление пройденного материала. 13 часов 2 часа 5 часов 1 часа ВСЕГО часов 36 часов Летний период с 1.06. по 30.06. Закрепление пройденного материала. 4 часа Всего часов: 40 часов Общее количество часов: 40 часов Учебно-тематический план Задачи: Образовательные: -учить соотносить звук и букву; -учить детей производить звуко - буквенный анализ слова; -формировать и развивать фонематический слух; -формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения Развивающие: -развивать слуховое восприятие; -развивать графические навыки; -развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки; -развивать глазомер, четкую координацию руки Воспитательные: -воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим; -воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий. № Тема занятий п/п 1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. 2. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки речевые и неречевые Всего часов 1 Всего часов теорити практи ческих ческих 1 1 1 3. 4. 5. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э Знакомство с гласным звуком и буквой - А Знакомство с гласным звуком и буквой - О Знакомство с гласным звуком и буквой - У Знакомство с гласным звуком и буквой - Ы Знакомство с гласным звуком и буквой - Э Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э закрепление пройденного материала Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р Знакомство с сонорным согласным - Л Знакомство с сонорным согласным - М Знакомство с сонорными согласными - Н Знакомство с сонорными согласными - Р Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И: Знакомство с йотированной гласной – Я Знакомство с йотированной гласной –Е Знакомство с йотированной гласной –Ё Знакомство с йотированной гласной –Ю Знакомство с йотированной гласной –И Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений 6 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). 6. 7. Знакомство с парными согласными Г и Гь, К и Кь, Д и Дь, Т и Ть, В и Вь, Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б и Бь, П и Пь Знакомство с парными согласными Г и Гь Знакомство с парными согласными К и Кь Знакомство с парными согласными Д и Дь Знакомство с парными согласными Т и Ть Знакомство с парными согласными В и Вь Знакомство с парными согласными Ф и Фь Знакомство с парными согласными З и Зь Знакомство с парными согласными С и Сь Знакомство с парными согласными Б и Бь Знакомство с парными согласными П и Пь Знакомство с парным согласным Ж и его особенностью Знакомство с парными согласными Ж и Ш и их особенностями Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги Знакомство с согласными Ч, Щ и их особенностями Знакомство с согласным Ч и его особенностью 1 1 1 8. 9. Знакомство с согласным Щ и его особенностью Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями Знакомство с одиночным согласным Х и его особенностями Знакомство с одиночным согласным Ц и его особенностями Знакомство с одиночным согласным Й и его особенностями Знакомство с Ь и его особенностями Знакомство с Ъ – и его особенностями Повторение и закрепление пройденного материала. 1 1 5 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего часов: 40 Содержание программы: 1. Вводное занятие. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки речевые и неречевые Правила кружка «Грамотейка». Правила техники безопасности при работе. Развитие умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки. Интонационное выделение заданного звука в слове. Знакомство с графическим обозначением слов – прямоугольник (схема). Деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей. 2. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки речевые и неречевые Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки речевые и неречевые 3. Звук и буква А Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А. 4. Звук и буква О Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук О. Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте где слышится звук О. 5. Звук и буква У Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец. Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У. 6. Звук и буква Ы Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Ы. Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы , используя образец. Учить писать на схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы. 7. Звук и буква Э Познакомить с гласными звуками Э и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. Учить писать печатную букву Э , используя образец. Учить писать на схеме букву Э в месте где слышится звук Э. 8. закрепление пройденного материала Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э 9. Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, печатание буквы. 10.Звук и буква М: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. 11.Звук и буква Н: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. 12.Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. 13.Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. 14.Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме (зеленый квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. 15.Буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУНЮ, РУ-РЮ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными гласными, обозначением ударения. 16.Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением - красный квадрат. Учить писать букву Е. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками. 17.Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). 18.Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА). Буква И: место буквы в слове, чтение слогов, слов, печатание буквы. 19.Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). 20.Буква Г чтение слов с буквой Г и фонетический разбор слов (ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звук) 21.Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ). 22.Звуки Д и Дь графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание буквы Д. Буква Д: чтение слов с буквой Д. 23.Звуки Д и Дь, Т и Ть: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Д и Т. Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т, чтение предложения (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО). 24. Звуки В - Вь Буквы В. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуком В как звонким согласным. Познакомить со звуками ВВЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквой В как письменным знаком согласных звуков. Учить писать печатную букву В сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов. 25. Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ . Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов. 26.Звуки З-ЗЬ. Буква З. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуком З как звонким согласным. Познакомить со звуками ЗЗЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквой З как письменным знаком согласных звуков. Учить писать печатную букву З сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с З+ 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. 27.Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с З+ 10 гласных, с С + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. 28.Звуки Б-БЬ. Буква Б. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуком Б как звонким согласным. Познакомить со звуками ББЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквой Б как письменным знаком согласных звуков. Учить писать печатную букву Б сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. 29.Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. 30.Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Учить подбирать к картине (предложение). 31.Буква и звук Ж. чтение слогов и слов Познакомить со звуками Ж – звонким согласным. Познакомить с условным обозначением звука Ж – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. Познакомить с печатной буквой Ж. Учить писать печатную букву Ж. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. 32.Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. 33.Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги. Продолжать знакомить с условными обозначениями звуков – синий и зеленый квадрат. Учить писать пройденные печатные буквы. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. 34.Буква и звук Ч. чтение слогов, слов, предложений Познакомить со звукам Ч как глухим согласным, мягким согласным. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звука Ч– зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Ч. Учить писать печатную букву Ч. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок. 35.Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить писать печатные буквы Ч-Щ. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок. 36.Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов Познакомить с согласным звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения. 37.Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения. 38. Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. 39.Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. 40.Повторение и закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. Закрепление: алфавит, чтение стихотворений Методическое обеспечение программы 1. Раздел «Вводное занятие». Методы обучения: Словесный: беседа, рассказ педагога, пояснения, инструктаж по технике безопасности. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. 2. Раздел «Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э». Методы обучения: Словесный: беседа, пояснение. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. Практический: выполнение несложных заданий. 3. Раздел «Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р». Методы обучения: Словесный: беседа, пояснение. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. Практический: выполнение несложных заданий. 4. Раздел «Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И». Методы обучения: Словесный: беседа, пояснение. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. Практический: выполнение несложных заданий. 5. Раздел «Знакомство с парными согласными Г и Гь, К и Кь, Д и Дь, Т и Ть, В и Вь, Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б и Бь, П и Пь». Методы обучения: Словесный: беседа, пояснение. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. Практический: выполнение несложных заданий. 6. Раздел «Знакомство с согласными Ч, Щ и их особенностями» Методы обучения: Словесный: беседа, пояснение. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. Практический: выполнение несложных заданий. 7. Раздел «Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями». Методы обучения: Словесный: беседа, пояснение. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. Практический: выполнение несложных заданий. 8. Раздел «Повторение и закрепление пройденного материала». Методы обучения: Словесный: беседа, пояснение. Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте. Практический: выполнение несложных заданий. Литература 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г. Москва). 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196). 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242). 5. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 317214 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы). 6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения. 7. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г. 8. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г. 9. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г. Сборник литературных 10.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г. Для детей: 41. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г. 42.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.