Грамотейка 2023-2024

Паспорт
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотейка»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования Котлярова
Таисия Александровна
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 10 «Улыбка» г. Моздока
Республики Северная Осетия - Алания
Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, ул. Уварова, д. 23 тел: 8(86736) 3-20-38
Электронная почта: kukievainna@yandex.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детский сад № 10 «Улыбка» г. Моздока
Республики Северная Осетия - Алания
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус:
учреждения

воспитанники дошкольного образовательного

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию
детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный

Введение
«Грамотейка» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа, которая является модифицированной и составлена на основе
авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению
чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и
преемственно
от
дошкольного
этапа
до
поступления
в
общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 6
лет в дошкольном образовательном учреждении.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и
деятельный подход к развитию детей. При системном подходе
рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и
деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития
дошкольников.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную
программу детского сада и школы.
Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к
школьным, но отличаются по форме организации.

Пояснительная

записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка»
имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для детей 5-6 лет.
Программа направлена на осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению и
способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию
условий для всестороннего развития личности ребенка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г.
Москва)
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629),
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242),

 Санитарные правила СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики
Северная Осетия - Алания и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной
направленности и спецификой работы учреждения.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу
детского сада и школы.
Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к
школьным, но отличаются по форме организации. Очень важным в программе
является формирование у ребенка учебных умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебновоспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции:
активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности.

2. Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используются
индивидуальные задания, с помощью которых ребенок сам может выбрать
последовательность решения, работать в своем темпе.
3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной
работы.
Направленность
Социально-гуманитарная.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения
детям предоставлена система увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут усвоить программу и подготовить детей к
школе, способствуя:
- формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для
дальнейшего обучения в школе;
- овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение,
обобщение, классификация);
- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять
самоконтроль и самооценку;
- овладению навыками речевого общения;
- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Актуальность программы
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и
знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа
предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции,
научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого
общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительнодвигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна,
так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и
навыков, необходимый для подготовки к школе.
Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.
Задачи программы:
Образовательные:
-учить соотносить звук и букву;
-учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
-упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
-учить детей владеть звуковой стороной речи -темпом, интонацией;
-подготовить руку ребенка к письму;
-формировать и развивать фонематический слух;

-знакомить со слоговой структурой слова;
-знакомить с графическим изображением буквы;
-упражнять в печатании букв, слогов;
-формировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного
предложения;
-формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
-расширять словарный запас детей
Развивающие:
-развивать слуховое восприятие;
-развивать графические навыки;
-развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
-развивать глазомер, четкую координацию руки
Воспитательные:
-воспитывать умение работать;
-воспитывать
нравственные
качества,
а
именно
терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
-воспитывать усидчивость;
-воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Для реализации вышеизложенных задач программа состоит из одного
этапа.
Отличительная особенность программы
Заключается в том, что основное внимание в ее содержании уделяется именно
обучению детей грамоте (развитие фонематического слуха, овладение
звуковым анализом слов, знакомство со слоговым строением слова,
словесным ударением, предложением и т.д.).
В учебном материале созданы специальные проблемные ситуации,
позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании
для решения учебных задач по грамоте. Знания не даются в готовом виде,
детям предлагаются задания, которые помогают им самим добывать новые
знания, т.е. на занятии главенствует дух открытия (ничего не сообщается в
готовом виде). Обучение происходит с помощью игровых технологий и
происходит в контексте практической и игровой деятельности, в процессе
решения детьми проблемных задач. Детям созданы условия для применения
поисковых способов ориентировки в заданиях. В ходе выполнения заданий у
ребенка возникает потребность иметь те или иные знания, потребность в
ознакомлении с разными способами решения задач.
Принципы реализации программы
В основе реализации программы лежат принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы
общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие.

Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь
разных видов деятельности.
Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей
обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие
познавательных и творческих и творческих способностей детей.
Принцип
последовательности. Предполагает
изучение
материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания
постепенно.
Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу
наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д.
Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом
возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей.
Режим занятий
Возраст воспитанников- 5-6 лет.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов – 40.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в себя:
небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал,
игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики,
физкультминутки.
Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим,
практическим, диагностическим, контрольным.
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Количество детей в кружке: не более 12 человек.
Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых
(фронтальных) занятий.
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткойрасписанием.
Основные формы обучения:
 Теоретические занятия;
 Комбинированные занятия;
 Практические занятия;

 Игровые формы организации занятий;
 Диагностические занятия;
 Контрольные занятия.
Теоретическая часть дается в форме бесед с использованием иллюстративного
демонстрационного и раздаточного материала и подкрепляется практическим
освоением темы. Детям предлагаются занимательные упражнения,
игровизоры, упражнения для развития моторики. Постоянный поиск новых
форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет
делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно
насыщенной.
Методы и приемы обучения
На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения
и воспитания:
-информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);
-объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);
-наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации);
-практические (фонематические упражнения, работа с текстами,
дидактические игры, рисование, театрализация);
-методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение,
соревнование).
Направления работы:
 Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению
 Решение детьми самостоятельно проблемных задач.
Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
 Набор нормативно-правовых актов;
 Наличие утвержденной программы;
 Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы,
карточки, кассы букв и т.д.
 Методические разработки;
 Подборка информационной и справочной литературы;
 Подбор дидактических игр;
 Диагностический инструментарий.
Материально-техническое обеспечение:
 Группа (соответствующая санитарно-гигиеническим нормам);
 Учебное оборудование (комплект мебели);
 Материалы (кассы букв, игровизоры, карточки и т.д.).
 Наглядные пособия по грамоте.
Организационное обеспечение:
 Необходимый контингент детей, который будет обучаться
основам грамоты в кружке;
 Соответствующее требованиям расписание;
 Взаимодействие с родителями.

Предполагаемые результаты:
Ребенок к концу года знает:
- буквы русского алфавита
Ребенок к концу года умеет:
-правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во
фразовой речи;
-различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
-делить слова на слоги;
-дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
-определять и называть первый звук в слове;
-произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
-рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
-выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
-составлять 4-5 предложений по картине;
-отвечать на вопросы рассказа с помощью коротких и длинных предложений;
-заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки;
Развивающий блок:
К концу года дети умеют:
 Быть терпимыми, добрыми, заботиться о ближнем;
 Уважительно относиться к русскому языку.
Работа по данной программе осуществляется в 3 этапа:
1. Аналитико-диагностический этап: изучение литературы, подбор
обучающего и диагностического материала.
2. Практический этап: составление перспективного плана работы,
разработка конспектов занятий и их проведение.
3. Заключительный этап: проведение мониторинга.
Учебный план
№
п\п

Разделы программы

Количество часов

1

Вводное занятие

1 час

2

Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки
речевые и неречевые
Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У,
Ы, Э
Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р

3
4
5

1 час
6 часов
5 часов

Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю,
6 часов
И:

6

7
8
9

Знакомство с парными согласными Г и Гь, К и Кь, Д
и Дь, Т и Ть, В и Вь, Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б и Бь, П
и Пь
Знакомство с согласными Ч, Щ и их особенностями
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и
Ъ – и их особенностями
Повторение и закрепление пройденного материала.

13 часов
2 часа
5 часов
1 часа

ВСЕГО часов

36 часов

Летний период с 1.06. по 30.06.
Закрепление пройденного материала.

4 часа

Всего часов:

40 часов

Общее количество часов:

40 часов

Учебно-тематический план
Задачи:
Образовательные:
-учить соотносить звук и букву;
-учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
-формировать и развивать фонематический слух;
-формировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного
предложения
Развивающие:
-развивать слуховое восприятие;
-развивать графические навыки;
-развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
-развивать глазомер, четкую координацию руки
Воспитательные:
-воспитывать
нравственные
качества,
а
именно
терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
-воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
№ Тема занятий
п/п
1.
Вводное занятие, инструктаж по технике
безопасности.
2.
Знакомство с артикуляционным
аппаратом. Звуки речевые и неречевые

Всего
часов
1

Всего часов
теорити
практи
ческих
ческих
1

1

1

3.

4.

5.

Знакомство с гласными звуками и буквами
- А, О, У, Ы, Э
Знакомство с гласным звуком и буквой - А
Знакомство с гласным звуком и буквой - О
Знакомство с гласным звуком и буквой - У
Знакомство с гласным звуком и буквой - Ы
Знакомство с гласным звуком и буквой - Э
Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э закрепление пройденного материала
Знакомство с сонорными согласными - Л,
М, Н, Р
Знакомство с сонорным согласным - Л
Знакомство с сонорным согласным - М
Знакомство с сонорными согласными - Н
Знакомство с сонорными согласными - Р
Закрепление: гласные и согласные звуки и
буквы, фонетический разбор слов и их
соотношение со схемой, чтение слогов и слов.
Знакомство с йотированными гласными –
Я, Е, Ё, Ю, И:
Знакомство с йотированной гласной – Я
Знакомство с йотированной гласной –Е
Знакомство с йотированной гласной –Ё
Знакомство с йотированной гласной –Ю
Знакомство с йотированной гласной –И
Закрепление: твердые и мягкие согласные
звуки; слова и слоги, чтение предложений

6

6

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

5

5

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

6

6

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

13

13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

2

2

1

1

(МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА
ЛИМОН).

6.

7.

Знакомство с парными согласными Г и Гь,
К и Кь, Д и Дь, Т и Ть, В и Вь, Ф и Фь, З и
Зь, С и Сь, Б и Бь, П и Пь
Знакомство с парными согласными Г и Гь
Знакомство с парными согласными К и Кь
Знакомство с парными согласными Д и Дь
Знакомство с парными согласными Т и Ть
Знакомство с парными согласными В и Вь
Знакомство с парными согласными Ф и Фь
Знакомство с парными согласными З и Зь
Знакомство с парными согласными С и Сь
Знакомство с парными согласными Б и Бь
Знакомство с парными согласными П и Пь
Знакомство с парным согласным Ж и его
особенностью
Знакомство с парными согласными Ж и Ш и
их особенностями
Закрепление: твердые и мягкие согласные
звуки; слова и слоги
Знакомство с согласными Ч, Щ и их
особенностями
Знакомство с согласным Ч и его особенностью

1
1
1

8.

9.

Знакомство с согласным Щ и его
особенностью
Знакомство с одиночными согласными: Х,
Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
Знакомство с одиночным согласным Х и его
особенностями
Знакомство с одиночным согласным Ц и его
особенностями
Знакомство с одиночным согласным Й и его
особенностями
Знакомство с Ь и его особенностями
Знакомство с Ъ – и его особенностями
Повторение и закрепление пройденного
материала.

1

1

5

5

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

Всего часов:

40

Содержание программы:

1. Вводное занятие. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Звуки речевые и неречевые
Правила кружка «Грамотейка».
Правила техники безопасности при работе.
Развитие умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него
заданные звуки.
Интонационное выделение заданного звука в слове.
Знакомство с графическим обозначением слов – прямоугольник (схема).
Деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
2. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Звуки речевые и
неречевые
Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Звуки речевые и неречевые
3. Звук и буква А
Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный
квадрат. Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное
обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст
стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с
буквой А как с письменным обозначением звука А. Учить писать печатную
букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте где
слышится звук А.
4. Звук и буква О
Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный
квадрат. Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное
обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст

стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук О. Познакомить с
буквой О как с письменным обозначением звука О. Учить писать печатную
букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте где
слышится звук О.
5. Звук и буква У
Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный
квадрат. Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное
обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст
стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. Познакомить с
буквой У как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную
букву У, используя образец. Учить писать на схеме букву У в месте где
слышится звук У.
6. Звук и буква Ы
Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным обозначением – красный
квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место
звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в
слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить
внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых
есть звуки Ы. Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука
Ы. Учить писать печатную букву Ы , используя образец. Учить писать на
схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы.
7. Звук и буква Э
Познакомить с гласными звуками Э и их условным обозначением – красный
квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место
звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в
слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить
внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых
есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука
Э. Учить писать печатную букву Э , используя образец. Учить писать на схеме
букву Э в месте где слышится звук Э.
8. закрепление пройденного материала
Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э
9. Звук и буква Л:
место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных
слогов, чтение слогов, печатание буквы.
10.Звук и буква М:
графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место
звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов,
печатание буквы.
11.Звук и буква Н:
графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место
звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов,
печатание буквы.
12.Звук и буква Р:

место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове,
печатание буквы.
13.Закрепление:
гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их
соотношение со схемой, чтение слогов и слов.
14.Буква Я:
буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я),
мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме
(зеленый квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение
согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов,
слов, предложений.
15.Буква Ю.
Чтение слогов, слов, предложений
Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный
квадрат. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУНЮ, РУ-РЮ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным
обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву.
Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и
мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными
гласными, обозначением ударения.
16.Буква Е.
Чтение слогов, слов. Составление предложений
Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением - красный
квадрат. Учить писать букву Е. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ,
НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить
соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему
с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картине и
записывать его условными знаками.
17.Буква Ё:
место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё,
произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов
(МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).
18.Звук и буква И:
место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН,
МАЛИНА). Буква И: место буквы в слове, чтение слогов, слов, печатание
буквы.
19.Закрепление:
твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений
(МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).
20.Буква Г
чтение слов с буквой Г и фонетический разбор слов (ГРОМ/ГРИМ),
соотнесение схем слов с названием предметов (на звук)
21.Буквы Г, К:

чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ,
ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звуков),
составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).
22.Звуки Д и Дь
графическое изображение мягких и твердых согласных в слове,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание
буквы Д. Буква Д: чтение слов с буквой Д.
23.Звуки Д и Дь, Т и Ть:
графическое изображение мягких и твердых согласных в слове,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв
Д и Т. Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т, чтение предложения
(КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).
24.
Звуки В - Вь
Буквы В. Чтение слогов, предложений
Познакомить со звуком В как звонким согласным. Познакомить со звуками ВВЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков:
синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.
Познакомить с буквой В как письменным знаком согласных звуков. Учить
писать печатную букву В сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить
читать слоги с В + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать
слова, проводить фонетический разбор слов.
25.
Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ.
Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений
Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ . Закрепить умение использовать
условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные,
зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами В и Ф как
письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф
сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10
гласных, с Ф + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать
слова, проводить фонетический разбор слов.
26.Звуки З-ЗЬ.
Буква З. Чтение слогов, предложений
Познакомить со звуком З как звонким согласным. Познакомить со звуками ЗЗЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков:
синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.
Познакомить с буквой З как письменным знаком согласных звуков. Учить
писать печатную букву З сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить
читать слоги с З+ 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.
27.Звуки З-ЗЬ, С-СЬ.
Буквы З, С. Чтение слогов, предложений
Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. Закрепить умение использовать
условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные,
зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами З и С как

письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С
сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с З+ 10
гласных, с С + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.
28.Звуки Б-БЬ. Буква Б. Чтение слогов, предложений
Познакомить со звуком Б как звонким согласным. Познакомить со звуками ББЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков:
синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные.
Познакомить с буквой Б как письменным знаком согласных звуков. Учить
писать печатную букву Б сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить
читать слоги с Б+ 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.
29.Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений
Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Закрепить умение использовать
условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные,
зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами Б и П как
письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Б-П
сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10
гласных, с П + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.
30.Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений
Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную
букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать
навык чтения слогов, слов, предложений. Учить подбирать к картине
(предложение).
31.Буква и звук Ж. чтение слогов и слов
Познакомить со звуками Ж – звонким согласным. Познакомить с условным
обозначением звука Ж – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые.
Познакомить с печатной буквой Ж. Учить писать печатную букву Ж. Учить
писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить
соотносить слово с его графическим изображением.
32.Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов
Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Познакомить с
условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками,
которые всегда твердые. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить
писать печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова. Совершенствовать навык
чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим
изображением.
33.Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и
слоги.
Продолжать знакомить с условными обозначениями звуков – синий и зеленый
квадрат. Учить писать пройденные печатные буквы. Учить писать слова.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить
слово с его графическим изображением.
34.Буква и звук Ч. чтение слогов, слов, предложений

Познакомить со звукам Ч как глухим согласным, мягким согласным.
Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным
обозначением звука Ч– зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Ч.
Учить писать печатную букву Ч. Учить читать слоги, небольшие тексты.
Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.
35.Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений
Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными.
Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным
обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными
буквами Ч-Щ. Учить писать печатные буквы Ч-Щ. Учить читать слоги,
небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов
бычок, бочок.
36.Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов
Познакомить с согласным звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в
словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц.
Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения.
37.Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов
Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением –
зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком
звука Й. Учить писать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слово
знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения.
38. Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов
Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную
букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать
учить соотносить слово с его графическим изображением.
39.Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов
Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией. Учить писать
печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова.
Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.
Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и
письмо.
Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.
40.Повторение и закрепление пройденного материала.
Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы.
Составить предложение по картинке и написать слова.
Закрепление: алфавит, чтение стихотворений

Методическое обеспечение программы
1. Раздел «Вводное занятие».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ педагога, пояснения, инструктаж по технике
безопасности.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
2. Раздел «Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
3. Раздел «Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
4. Раздел «Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
5. Раздел «Знакомство с парными согласными Г и Гь, К и Кь, Д и Дь,
Т и Ть, В и Вь, Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б и Бь, П и Пь».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
6. Раздел «Знакомство с согласными Ч, Щ и их особенностями»
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
7. Раздел «Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и
их особенностями».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.

8. Раздел «Повторение и закрепление пройденного материала».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.

Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г.
Москва).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №
196).
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242).
5. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 317214 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы).
6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики
Северная Осетия - Алания и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной
направленности и спецификой работы учреждения.
7. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М.,
Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
8. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
9. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/
произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

Сборник

литературных

10.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М.
Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

Для детей:
41. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./
М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
42.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к
книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010
г.


Наверх

аннотация к программе второй младшей группы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».