Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ

определенного уровня и определенной направленности для социального
развития.
1.1. Образовательные
услуги
инклюзивного
обучения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2.
Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с
разными психофизическими особенностями развития и организация
развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с
ограниченными возможностями здоровья на получение качественного
дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
•
разработку и реализацию адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ дошкольного
образовательного учреждения;
•
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и
выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и
семейных ресурсов;
•
создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного
обучения в ДОУ;
•
создание эффективной системы психолого-педагогического и
социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания
специальных образовательных условий, коррекции особенностей их
психофизического развития, эмоционально волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
•
формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей
(законных представителей), педагогов и социального окружения;
•
формирование
междисциплинарной
команды
специалистов,
организующих образовательную деятельность на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих
моделей обучения:
✔
полная инклюзия - воспитанники с ОВЗ посещают организации,
осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с
учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники,
мероприятия и др.;
✔
частичная инклюзия - воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому
по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями
(законными представителями) с посещением образовательной организации,
участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не
имеющими нарушений в развитии;
✔

внеурочная инклюзия - воспитанники, имеющие ограниченные
возможности здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному
учебному плану и посещают кружки и др. по согласованию с родителями
(законными представителями).
3.
Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют
следующие принципы:
✔
принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и
средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей
каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план
работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния
воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного
воспитанника;
✔
принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника
основывается на формировании социально-активной личности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
✔
принцип активного включения в образовательную деятельность всех
его участников необходим для разработки условий с целью достижения
плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ которые помогают
каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
✔
принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации
методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего
их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого
конкретного ребенка;
✔
принцип вариативности
предполагает
наличие
вариативной
развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы
обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном
учреждении;
✔
принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников используют для установления
доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка;
✔
принцип динамического развития дошкольного образовательного
учреждения.
4.
Организация
инклюзивного
образования
в
дошкольном
образовательном учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными
условиями для получения образования понимаются условия обучения,
воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
электронных средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего
воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
✔

организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ дошкольного образования воспитанниками с ограниченными
возможностями здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детейинвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и
абилитации ребенка-инвалида.
Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
✔
заявление родителей (законных представителей) о соглашении на
обучение ребенка по адаптированной образовательной программе
дошкольного образования (см. Приложение 1);
✔
заключение
психолого-медико-педагогической
комиссии
о
подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья»;
✔
справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус
«ребенок-инвалид».
4.3. Этапы реализации инклюзивного образования:
✔
предварительный
этап
включает
определение
потребностей
воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов,
осуществляющих психологопедагогическое сопровождение воспитанников с
ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных
представителей) воспитанников;
✔
диагностический этап устанавливает изучение возможностей и
дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психологопедагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения
данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической
комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
✔
основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и
дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с
выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ.
4.4. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в
специально организованных группах общеразвивающей направленности
(компенсирующей и комбинированной направленности).
4.5. Количество детей в группах комбинированной направленности не
должно превышать:
✔
в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
✔
в возрасте старше 3 лет. в том числе;
✔
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей,
или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с
умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами
аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;

не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с
амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью
легкой степени;
✔
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой
психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями
речи.
4.6. Допускается организация разновозрастных групп комбинированной
направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом
возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего
анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной
группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
4.7. При комплектовании групп комбинированной направленности не
допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья: при объединении детей с разными нарушениями в
развитии учитываются направленность адаптированных образовательных
программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации в одной группе.
4.8. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их
в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей
направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ,
необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график
посещения ребенком ДОУ адаптационные мероприятия).
4.9. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать
создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий,
которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.10. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
✔
по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический
подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической
деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,
компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических);
✔
по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами
и педагогами- психологами, его психологическое сопровождение;
✔
по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи;
✔
по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность.
4.11. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной
образовательной программе дошкольного образования осуществляется на
основании письменного заявления родителей (законных представителей) на
имя заведующего ДОУ, заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПк).
✔

4.12. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
4.13. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является
формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.
4.14. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
годовым планом ДОУ.
Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и
инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния
здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной
атмосферы принятия и поддержки.
4.15. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник,
родители (законные представители), педагоги, специалисты)
проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и
сотрудничества для достижения значимых результатов.
4.16. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и
инвалида методическую и консультативную помощь, с целью
повышения их медицинской и педагогической компетентности,
способствует вовлечению родителей (законных представителей) в
образовательную,
коррекционно-развивающую,
оздоровительную
работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление
здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.
4.17. Образовательная деятельность организуется в соответствии с
расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое
определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями
СанПиН.
4.18. Общее
психолого-медико-педагогическое
сопровождение,
динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного
образования осуществляется ПМПк дошкольного образовательного
учреждения.
4.19. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с
ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкальноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий в ДОУ.
4.20. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью
направляются на ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию)
для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или
специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с детьми:
✔
беседы и чтение художественной литературы;
✔
моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
✔
индивидуальные занятия со специалистами;

активные действия в специально организованной среде (свободная игра
в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях,
прогулка);
✔
совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
✔
проведение режимных моментов, образовательной деятельности;
✔
формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с родителями:
✔
тематические родительские собрания и консультации;
✔
доступная информация о работе по инклюзии.
5.4. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с педагогами:
✔
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных
направлений работы;
✔
посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
✔
детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и
родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные
занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим
вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и
психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:
✔
индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
✔
график индивидуальных занятий;
✔
мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
✔
планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
✔
расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
✔
индивидуальный план коррекционной работы;
✔
лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
✔
журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.3. Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на
заседаниях психолого-педагогического консилиума.
7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками
инклюзивного
образования
в
дошкольном
образовательном учреждении являются:
✔
ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
✔
родители (законные представители) воспитанников;
✔
воспитатель;
✔
педагог-психолог;
✔
тьютор.
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной
✔

атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и
своевременном развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные
права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в
соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером
коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей
(законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения.
7.5. Основными,
ведущими
специалистами,
проводящими
и
координирующими коррекционнообразовательную работу в группе детей с
ОВЗ, являются педагог-психолог и воспитатель.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
✔
проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;
✔
принимает решение об организации инклюзивного образования в
группах общеразвивающей направленности;
✔
анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения
инклюзивного образования;
✔
осуществляет контроль за освоением образовательных программ
воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
✔
организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с
ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного
образования в соответствии с действующим законодательством;
✔
взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
✔
осуществлять контроль за освоением образовательных программ
воспитанников с ОВЗ;
✔
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
✔
учитывать особенности психофизического развития воспитанников и
состояние их здоровья;
✔
педагогам запрещается распространять информацию о ребенке,
посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АООП;
✔
педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение од организации инклюзивного образования в
дошкольном
образовательном
учреждении
принимается
на

9.2.

9.3.

9.4.

Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
п.9.1, настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.

Приложение 1

Заявление
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья по адаптированной основной образовательной и программе
Я, ______________________________________________________________,
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

проживающий по адресу ___________________________________________
прошу оказать помощь моему ребенку
_________________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка. дата рождения

испытывающему трудности в освоении образовательной программы ДОУ,
развитии и социальной адаптации.
Руководствуясь ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (коллегиальное заключение от
«____»_____________ 202_____ года № ______ протокола), заявляю о
согласии на обучение моего ребёнка по адаптированной основной
образовательной программе для детей в условиях инклюзивного образования
в группе общеразвивающей направленности.
Приложение: коллегиальное заключение ПMIIK.
«___»______20___г.

_______________/_______________


Наверх

аннотация к программе второй младшей группы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».