определенного уровня и определенной направленности для социального развития. 1.1. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно. 2. Цель и задачи инклюзивного образования 2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. 2.2. Задачи инклюзивного обучения включают: • разработку и реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения; • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; • создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОУ; • создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; • формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения; • формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения: ✔ полная инклюзия - воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.; ✔ частичная инклюзия - воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии; ✔ внеурочная инклюзия - воспитанники, имеющие ограниченные возможности здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и посещают кружки и др. по согласованию с родителями (законными представителями). 3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ 3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы: ✔ принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника; ✔ принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; ✔ принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности; ✔ принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; ✔ принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; ✔ принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка; ✔ принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения. 4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания ✔ организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. 4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детейинвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь: ✔ заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования (см. Приложение 1); ✔ заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; ✔ справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид». 4.3. Этапы реализации инклюзивного образования: ✔ предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников; ✔ диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психологопедагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; ✔ основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ. 4.4. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально организованных группах общеразвивающей направленности (компенсирующей и комбинированной направленности). 4.5. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: ✔ в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; ✔ в возрасте старше 3 лет. в том числе; ✔ не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом; не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; ✔ не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. 4.6. Допускается организация разновозрастных групп комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно. 4.7. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья: при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе. 4.8. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ адаптационные мероприятия). 4.9. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 4.10. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия: ✔ по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических); ✔ по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогами- психологами, его психологическое сопровождение; ✔ по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи; ✔ по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность. 4.11. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк). ✔ 4.12. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 4.13. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации. 4.14. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым планом ДОУ. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 4.15. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов. 4.16. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ. 4.17. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.18. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ПМПк дошкольного образовательного учреждения. 4.19. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкальноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ. 4.20. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). 5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ 5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми: ✔ беседы и чтение художественной литературы; ✔ моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; ✔ индивидуальные занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); ✔ совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; ✔ проведение режимных моментов, образовательной деятельности; ✔ формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. 5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями: ✔ тематические родительские собрания и консультации; ✔ доступная информация о работе по инклюзии. 5.4. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами: ✔ педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы; ✔ посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы; ✔ детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка. 6. Документация по организации инклюзивного образования 6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ: ✔ индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; ✔ график индивидуальных занятий; ✔ мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 6.2. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: ✔ планирование подгрупповых и индивидуальных занятий; ✔ расписание подгрупповых и индивидуальных занятий; ✔ индивидуальный план коррекционной работы; ✔ лист коррекционных (индивидуальных) занятий; ✔ журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников. 6.3. Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях психолого-педагогического консилиума. 7. Участники инклюзивного образования в детском саду 7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении являются: ✔ ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; ✔ родители (законные представители) воспитанников; ✔ воспитатель; ✔ педагог-психолог; ✔ тьютор. 7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной ✔ атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации. 7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения. 7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения. 7.5. Основными, ведущими специалистами, проводящими и координирующими коррекционнообразовательную работу в группе детей с ОВЗ, являются педагог-психолог и воспитатель. 7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ 8.1. Администрация ДОУ: ✔ проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; ✔ принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; ✔ анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; ✔ осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ. 8.2. Педагоги обязаны: ✔ организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; ✔ взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; ✔ осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ; ✔ соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; ✔ учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; ✔ педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АООП; ✔ педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение од организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на 9.2. 9.3. 9.4. Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1, настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной образовательной и программе Я, ______________________________________________________________, Ф.И.О. родителя (законного представителя) проживающий по адресу ___________________________________________ прошу оказать помощь моему ребенку _________________________________________________________________ Ф.И.О. ребенка. дата рождения испытывающему трудности в освоении образовательной программы ДОУ, развитии и социальной адаптации. Руководствуясь ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (коллегиальное заключение от «____»_____________ 202_____ года № ______ протокола), заявляю о согласии на обучение моего ребёнка по адаптированной основной образовательной программе для детей в условиях инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности. Приложение: коллегиальное заключение ПMIIK. «___»______20___г. _______________/_______________