Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности. Одаренные дети имеют:
✔
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности
проявления;
✔
доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
✔
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание
комплекса условий и средств, направленных на совершенствование
системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения, а также создание
благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей
путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
✔
выявление одарённых детей с использованием различной диагностики,
определение типов одаренности воспитанников;
✔
составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
✔
работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
✔
использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных
особенностей детей;
✔
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества
в образовательной и свободной деятельности детей;
✔
организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
✔
поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие
принципы:
✔
принцип расширения образовательного пространства;
✔
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
✔
принцип развивающего обучения;
✔
принцип опережающего обучения;
✔
принцип комфортности в любой деятельности;
✔
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей воспитанников;
✔
принцип добровольности;
✔
принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:
✔
администрация дошкольного образовательного учреждения
(заведующий, заместитель заведующего по воспитательной работе);
1.5.

воспитатели;
специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре, педагог-психолог, педагог дополнительного образования);
✔
воспитанники;
✔
родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:
✔
конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные
марафоны и т.д. (в соответствии с планом работы);
✔
проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и
родителями (законными представителями);
✔
творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
✔
тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:
✔
✔

Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта
работы с одаренными детьми
Тематический контроль

Периодичность
согласно годовому плану
согласно годовому плану
1 раз в год на итоговом педсовете
согласно годовому плану

3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и
сопровождению одарённых воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов,
направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных
воспитанников:
✔
создание условий для выявления одаренных воспитанников через
непрерывную систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного
возраста;
✔
создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
✔
мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в
рамках системы образования в ДОУ для работы с одаренными
воспитанниками:
✔
организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;
✔
создание профессионального сообщества педагогов, работающих с
одаренными воспитанниками;
✔
участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными
воспитанниками;
✔
активное использование Интернет-технологий в организации работы с
одаренными воспитанниками;

развитие проектной деятельности воспитанников;
подготовка материалов для сайта ДОУ;
привлечение родительской общественности к работе с одаренными
детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых
воспитанников:
✔
проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов,
работающих с одарёнными воспитанниками;
✔
создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта
(детских объединений, форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с
одаренными воспитанниками:
✔
организация мастер-классов;
✔
тематических семинаров и других форм по распространению опыта
сопровождения развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой
направленности:
✔
создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через
индивидуальное образование;
✔
организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
✔
организация проектной деятельности с воспитанниками;
✔
организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
✔
совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
(законных представителей);
✔
поддержка и поощрение родителей (законных представителей)
одаренных детей в ДОУ.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
✔
педагогические консультации для родителей (законных
представителей) и педагогов;
✔
помощь педагогам в разработке индивидуальных образовательных
маршрутов для одаренных воспитанников;
✔
проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных
на развитие их личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с
помощью мониторинга:
✔
тематические конкурсы, выставки;
✔
проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных
воспитанников в конкурсах.
3.9. Система
стимулирования
воспитанников
и
педагогических
сотрудников, работающих с одаренными детьми:
✔
для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями,
грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства,
размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте
ДОУ и отдела образования;
✔
✔
✔

для одаренных детей: награждение благодарственными письмами,
почетным грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на
стенде внутри дошкольного образовательного учреждения, обеспечение
участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение
информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
✔
беседы с родительской общественностью;
✔
беседы
с
руководством
различных
предприятий
города,
индивидуальных предприятий.
4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего
года и заканчивается с окончанием учебного года.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
✔
конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;
✔
музыкальные шоу;
✔
спортивные соревнования;
✔
викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В
функциональные
обязанности
заведующего
дошкольным
образовательным учреждением входит:
✔
планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела
по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением
воспитанниками в образовательной деятельности;
✔
материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с
одаренными воспитанниками.
4.4. Функции заместителя заведующего по воспитательной работе:
✔
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с
отбором и планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе
с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
✔
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с
реализацией данного Положения;
✔
организация и проведение семинаров по работе с одарёнными детьми;
✔
подбор диагностических материалов по выявлению одаренных
воспитанников;
✔
помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
✔
сбор информационных данных по одарённым детям;
✔
оформление нормативной документации;
✔
планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок,
турниров, интеллектуальных марафонов и т. п.;
✔
руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с
одаренными воспитанниками;
✔
организация и проведение семинаров по проблемам работы с
одарёнными воспитанниками;
✔
координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
✔

помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одарённых воспитанников;
✔
сбор и систематизация материалов периодической печати и
педагогической литературы по данной проблеме;
✔
подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными
воспитанниками;
✔
определение критериев эффективности работы;
✔
оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на
стенде в методическом кабинете;
✔
размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и
педагогов на сайте ДОУ.
4.5. Функции педагогов:
✔
выявление одаренных детей;
✔
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для
✔
одаренных детей;
✔
планирование работы с учетом вида одаренности ребенка;
✔
подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах,
✔
выставках, соревнованиях разного уровня;
✔
предоставление необходимой информации заведующему, заместителю
заведующего по воспитательной работе;
✔
создание картотеки заданий повышенного уровня сложности;
✔
выявление одаренных воспитанников;
✔
мониторинг развития одаренных воспитанников производится через
анализ результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных
соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в
образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных
представителей) и педагогов;
✔
корректировка программ и тематических планов для работы с
одаренными воспитанниками, включение заданий повышенной сложности,
творческого, исследовательского уровней;
✔
организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
✔
подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
✔
оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде
творческого отчёта для предъявления на педсовете;
✔
консультирование родителей (законных представителей) одаренных
воспитанников по вопросам развития способности их детей.
4.6. Функции узких специалистов:
✔
выявление одаренных детей;
✔
заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития
одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности
воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений,
педагогов, родителей (законных представителей);
✔
планирование работы с учетом реализации способностей одаренными
воспитанниками;
✔

предоставление
необходимой
информации
заведующему,
ответственному за работу с одаренными воспитанниками.
5. Направления работы с одарёнными воспитанниками в ДОУ
5.1. Работа с воспитанниками:
✔ работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме
дополнительных занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках,
праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин,
спортивных соревнований;
✔ работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и развивающие
технологии, использование исследовательского и проектного метода,
нетрадиционных техник, творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:
✔ повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе
с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в
рамках распространения педагогического опыта;
✔ работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных
(педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в
микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями):
✔
работа с родителями (законными представителями) одарённых
воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных
мероприятий, наглядной информации по данному направлению,
анкетирования, совместного участия в конкурсах;
✔
за данное направление ответственность несут заместитель заведующего
по воспитательной работе, воспитатели.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ
является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится
в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.
6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.
✔


Наверх

аннотация к программе второй младшей группы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».