Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: ✔ более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления; ✔ доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; ✔ испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ. 1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи: ✔ выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности воспитанников; ✔ составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников; ✔ работа воспитателей по индивидуальным маршрутам; ✔ использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; ✔ отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной деятельности детей; ✔ организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей; ✔ поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты. 1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год. 1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации 2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы: ✔ принцип расширения образовательного пространства; ✔ принцип индивидуализации и дифференциации обучения; ✔ принцип развивающего обучения; ✔ принцип опережающего обучения; ✔ принцип комфортности в любой деятельности; ✔ принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей воспитанников; ✔ принцип добровольности; ✔ принцип создания ситуации успеха и уверенности. 2.2. Участниками реализации данного Положения являются: ✔ администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель заведующего по воспитательной работе); 1.5. воспитатели; специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог дополнительного образования); ✔ воспитанники; ✔ родители (законные представители) воспитанников. 2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения: ✔ конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в соответствии с планом работы); ✔ проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями (законными представителями); ✔ творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми; ✔ тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ). 2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду: ✔ ✔ Формы Конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. Проектная деятельность воспитанников совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми Тематический контроль Периодичность согласно годовому плану согласно годовому плану 1 раз в год на итоговом педсовете согласно годовому плану 3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых воспитанников 3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников: ✔ создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста; ✔ создание информационных данных по одаренным воспитанникам; ✔ мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме. 3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками: ✔ организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными учреждениями; ✔ создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; ✔ участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками; ✔ активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными воспитанниками; развитие проектной деятельности воспитанников; подготовка материалов для сайта ДОУ; привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми. 3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников: ✔ проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными воспитанниками; ✔ создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских объединений, форм массовой работы и др.). 3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными воспитанниками: ✔ организация мастер-классов; ✔ тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития одаренного ребенка. 3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: ✔ создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное образование; ✔ организация в ДОУ дополнительных образовательных программ; ✔ организация проектной деятельности с воспитанниками; ✔ организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях. 3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей: ✔ совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных представителей); ✔ поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ. 3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников: ✔ педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов; ✔ помощь педагогам в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных воспитанников; ✔ проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их личности, социально-психологическую адаптацию. 3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга: ✔ тематические конкурсы, выставки; ✔ проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в конкурсах. 3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих с одаренными детьми: ✔ для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и отдела образования; ✔ ✔ ✔ для одаренных детей: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ. 3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей: ✔ беседы с родительской общественностью; ✔ беседы с руководством различных предприятий города, индивидуальных предприятий. 4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками 4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается с окончанием учебного года. 4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками: ✔ конкурсы - выставки детского творчества разной тематики; ✔ музыкальные шоу; ✔ спортивные соревнования; ✔ викторины, интеллектуальные игры и др. 4.3. В функциональные обязанности заведующего дошкольным образовательным учреждением входит: ✔ планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной деятельности; ✔ материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными воспитанниками. 4.4. Функции заместителя заведующего по воспитательной работе: ✔ регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности; ✔ регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией данного Положения; ✔ организация и проведение семинаров по работе с одарёнными детьми; ✔ подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников; ✔ помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей; ✔ сбор информационных данных по одарённым детям; ✔ оформление нормативной документации; ✔ планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров, интеллектуальных марафонов и т. п.; ✔ руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; ✔ организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными воспитанниками; ✔ координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми; ✔ помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых воспитанников; ✔ сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме; ✔ подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками; ✔ определение критериев эффективности работы; ✔ оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом кабинете; ✔ размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте ДОУ. 4.5. Функции педагогов: ✔ выявление одаренных детей; ✔ участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для ✔ одаренных детей; ✔ планирование работы с учетом вида одаренности ребенка; ✔ подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, ✔ выставках, соревнованиях разного уровня; ✔ предоставление необходимой информации заведующему, заместителю заведующего по воспитательной работе; ✔ создание картотеки заданий повышенного уровня сложности; ✔ выявление одаренных воспитанников; ✔ мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов; ✔ корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней; ✔ организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками; ✔ подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам; ✔ оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете; ✔ консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по вопросам развития способности их детей. 4.6. Функции узких специалистов: ✔ выявление одаренных детей; ✔ заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей); ✔ планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками; ✔ предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с одаренными воспитанниками. 5. Направления работы с одарёнными воспитанниками в ДОУ 5.1. Работа с воспитанниками: ✔ работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований; ✔ работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и развивающие технологии, использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий. 5.2. Работа с кадрами: ✔ повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта; ✔ работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций). 5.3. Работа с родителями (законными представителями): ✔ работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах; ✔ за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по воспитательной работе, воспитатели. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. ✔