09.09.2020
«Роль
музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста»
«Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»
В. А. Сухомлинский
Музыкальное воспитание имеет большое
значение для формирования полноценного духовного развития личности ребёнка.
Важным представляется формирование у детей не только общего представления о
музыке, обогащая его историческим и общеэстетическим материалом, но и
использование всего потенциала музыкального искусства, его эмоционального
воздействия, обладающего большими воспитательными возможностями, что в итоге
способствует формированию внутреннего мира ребёнка.
Ранний период жизни является одним из
наиболее значимых в духовном развитии человека, поскольку начальные впечатления
глубоки и оставляют след во всей дальнейшей жизни. Именно в раннем
возрасте закладываются основы духовности. Музыкальные занятия следует
рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в
современном мире. В процессе восприятия музыкальных произведений помимо
накопления жизненного опыта детей, обогащается их видение явлений
действительности и новое отношение к ним. Дошкольники в силу своего возраста
имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в
реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти
представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает вырабатывать такие
качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку,
милосердие.
Музыка имеет сходную с речью
интонационную природу. Подобно тому, как при овладении речью, для которой
необходима речевая среда, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных
произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать
настроениям. «Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный
язык не является исключением. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились
принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать
детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления, отдавая
предпочтение классической музыке. Накопление разнообразных музыкальных
впечатлений позволяет сформировать у детей интонационный
музыкальный опыт.
С музыкальным искусством дети
соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и
подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю,
воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.
Различные виды музыкальной деятельности
(музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских
музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют
ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.
Приобщая детей к шедеврам мирового
искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским,
(«Времена года»), М.И Глинкой, («Жаворонок») Д. Кабалевским, («Клоуны»)
Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими мы влияем на чувства, настроения
ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Пение является одним из
ведущих видов музыкальной деятельности. Песенный жанр способствует
эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном,
ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с
сопровождением и без сопровождения.
Песня вводит их в духовную жизнь,
придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе,
уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому
саду. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная,
связанная с выразительным,
художественным словом, она помогает детям осознать нравственную идею
произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и
непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества,
взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому человеку. Ведь мы
должны не только развить исполнительские качества. Мы стремимся к тому, чтобы
все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Только песня может раскрыть красоту души
народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила,
раскрывающая перед ребенком народные идеалы. Есть такое человеческое качество -
тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир
обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой
не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет
его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и
песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически
воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к
доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить,
чтобы дети стремились к добру, для этого нужно воспитывать тонкость,
эмоциональную чуткость маленького сердца.
Музыкально - ритмические
движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном
развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным
сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции,
события, происходящие в жизни людей. В русских народных танцах дети черпают
русский нрав, обычаи, дух свободы и творчества.
Народные танцы построены в основном на
жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое
отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные
эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для русского народного
танца – это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и
простоты с большим чувством собственного достоинства.
Танец таит в себе огромное богатство для
успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не
только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость как исполнителю,
так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает
художественный вкус и любовь к прекрасному.
Возможность выразить свои чувства в
движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на
способность ребенка контролировать свои движения и делать их более
гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от
эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и
физического необходимо человеку.
Для реализации задач по духовному
воспитанию дошкольников необходим комплексный подход,
который осуществляется на
занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а
структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию
музыкального искусства.
Работая над проблемой духовно –
нравственного развития детей дошкольного возраста средствами музыки, необходимо
использовать средства музыкального фольклора. Народная музыка может передавать
непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух
эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности
традициям и духовным ценностям Родины.
Потешки, песенки, прибаутки, заклички и
т.п. способствуют созданию положительно эмоционального настроя.
Большое внимание
следует уделять праздничным обрядовым праздникам. Встречая и провожая
Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц. Прощаясь с осенью, мы провожаем её
песнями, играми, хороводами. Используя в свободной деятельности детский
фольклор, мы помогаем детям расти духовно здоровыми, веселыми (прибаутки,
потешки), спокойными (колыбельные). Рассматривая картинки с изображением птиц,
можно прослушать песню «Воробушки в мороз» муз. М. Красева, сл. А. Барто.
Рассматривая картинку с изображением птиц весной, прослушать музыку М. Сидви «Весеннее
щебетанье».
Во время игр тоже можно слушать музыку.
Например, во время дидактической игры «Кукла заболела», слушаем - «Новая
кукла», «Болезнь куклы» (из детского альбома П.Чайковского).
Но воспитать ребенка нравственно с
высокими духовными качествами невозможно без тесной совместной работы с семьей.
Здесь важна разъяснительная работа с
родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное,
психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам,
предлагается родителям в родительских уголках, на сайте детского сада.
Последовательная, систематическая,
хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском
саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает
творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию
музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает
огромный мир добра, света, красоты учит их творчески преобразовывать окружающий
мир.
В
результате у детей сформируются основы музыкальной культуры, способствующие
развитию общей духовной культуры, что, на сегодняшний день является самой
актуальной проблемой подрастающего поколения.
Подготовила
Кирьякова И.В.
Музыкальный руководитель МБДОУ № 10 «Улыбка»