Музыкальный руководитель

09.09.2020

«Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста»

 

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»

В. А. Сухомлинский 

 Описание: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a1a/00068641-4548cce9/img3.jpg

Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития личности ребёнка. Важным представляется формирование у детей не только общего представления о музыке, обогащая его историческим и общеэстетическим материалом, но и использование всего потенциала музыкального искусства, его эмоционального воздействия, обладающего большими воспитательными возможностями, что в итоге способствует формированию внутреннего мира ребёнка.

Ранний период жизни является одним из наиболее значимых в духовном развитии человека, поскольку начальные впечатления глубоки и оставляют след во всей дальнейшей жизни. Именно в раннем возрасте закладываются основы духовности. Музыкальные занятия следует рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в современном мире. В процессе восприятия музыкальных произведений помимо накопления жизненного опыта детей, обогащается их видение явлений действительности и новое отношение к ним. Дошкольники в силу своего возраста имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает вырабатывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, милосердие.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно тому, как при овладении речью, для которой необходима речевая среда, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать настроениям. «Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления, отдавая предпочтение классической музыке. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет сформировать у детей интонационный

музыкальный опыт.                                  

                                                                     

С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.

Различные виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским, («Времена года»), М.И Глинкой, («Жаворонок») Д. Кабалевским, («Клоуны») Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.

 

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.  Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. 

Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связанная  с выразительным, художественным словом, она помогает детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому человеку. Ведь мы должны не только развить исполнительские качества. Мы стремимся к тому, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы дети стремились к добру, для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость маленького сердца.

Музыкально - ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей.   В русских народных танцах дети черпают русский нрав, обычаи, дух свободы и творчества. 

Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца – это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.Хочу такой сайт

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

Для реализации задач по духовному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход,

который осуществляется на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства.

Работая над проблемой духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста средствами музыки, необходимо использовать средства музыкального фольклора. Народная музыка может передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.

Потешки, песенки, прибаутки, заклички и т.п. способствуют созданию положительно эмоционального настроя. 

Описание: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01ef/00093d36-d945e7d3/hello_html_m3d636872.jpgБольшое внимание следует уделять праздничным обрядовым праздникам. Встречая и провожая Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц. Прощаясь с осенью, мы провожаем её песнями, играми, хороводами. Используя в свободной деятельности детский фольклор, мы помогаем детям расти духовно здоровыми, веселыми (прибаутки, потешки), спокойными (колыбельные). Рассматривая картинки с изображением птиц, можно прослушать песню «Воробушки в мороз» муз. М. Красева, сл. А. Барто. Рассматривая картинку с изображением птиц весной, прослушать музыку М. Сидви «Весеннее щебетанье».

Во время игр тоже можно слушать музыку. Например, во время дидактической игры «Кукла заболела», слушаем - «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из детского альбома П.Чайковского).

Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно без тесной совместной работы с семьей.

Описание: https://pandia.ru/text/81/438/images/img1_9.jpg

Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам, предлагается родителям в родительских уголках, на сайте детского сада.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты учит их творчески преобразовывать окружающий мир.  

В результате у детей сформируются основы музыкальной культуры, способствующие развитию общей духовной культуры, что, на сегодняшний день является самой актуальной проблемой подрастающего поколения.

Подготовила Кирьякова И.В.

Музыкальный  руководитель МБДОУ № 10 «Улыбка»

Наверх

аннотация к программе второй младшей группы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».