Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия -
Алания
расположено по адресу: 363750, РСО-Алания, г. Моздок,
ул. Уварова, д. 23.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя,
продолжительность пребывания детей с 07.30 до 18.00 часов. Деятельность МБДОУ
организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов,
методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных
органов власти и локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующими
организацию работы дошкольного учреждения. В МБДОУ функционирует 4
возрастные группы для детей раннего и дошкольного возраста общеразвивающей
направленности.
Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №10
«Улыбка» (далее — Программа) охватывает возраст детей от 2 до 7
лет. Программа спроектирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования), организационно-педагогические условия
образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с требованиями
ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с
учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,
открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего
личностного морально- нравственного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному
возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности,
конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание образовательной среды
как зоны ближайшего развития ребёнка. Программа сформирована с учётом
особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и
определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне
дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного
возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.
Предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного
заказов в области образования и направлена на удовлетворение потребностей:
воспитанников и родителей — в развитии умственного, физического и духовного
потенциала каждого воспитанника; его успешной социализации в обществе,
сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на
следующей ступени; общества и государства — в формировании человека и
гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных
сферах жизни. Программа является документом, регламентирующим содержание и
педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь
достижения федерального государственного образовательного стандарта.
Программа включает три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения
по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
1) сохранение и укрепление физического и психического
здоровья дошкольников через формирование у них представлений о здоровом образе
жизни;
2) создание условий для эффективного взаимодействия
педагогов ДОУ с семьями воспитанников;
3) развитие готовности к обучению в школе,
формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное
вхождение в новую социальную ситуацию.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Содержание образовательной программы соответствует
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено
по принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач.
Проект основной образовательной программы представляет
собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и
взаимозависимы.
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего
и дошкольного возраста. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности
воспитанников.
Содержательный раздел представляет
общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности
детей в соответствии с пятью образовательными областями. Содержание
образовательной работы по пяти образовательным областям реализуется с учётом
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания (далее – Программа «От рождения до школы»). В Программе «От рождения
до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации
программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов. Содержание Программы «От
рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные
области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых, формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством
общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость, способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение
элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание данных образовательных областей
зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах
деятельности: в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки,
сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста это игровая, включая
сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а
также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение
основными движениями) формы активности ребенка.
В Программе также представлены: характеристика
жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и режим дня, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности
работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и
культурных практиках; особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды; способы и направления поддержки детской
инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
Целью Программы является проектирование социальных
ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности
детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и
другие формы активности.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов,
способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор
мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих
задач:
-
охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
-
обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-
создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями, развитие способностей
и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими
детьми, взрослыми и миром;
-
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирование
общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
-
формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям
детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи.
Каждый раздел Программы включает в себя как
обязательную (инвариантную) часть, так и вариативную (часть, формируемую
участниками образовательных отношений в зависимости от условий МБДОУ детский
сад №71).
Содержание обязательной части выстроено с учетом
доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС ДО авторской основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и полностью ей
соответствует.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, учитывались приоритетное направление и региональный компонент.
Разработанная программа предусматривает включение
воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Северной
Осетии. В связи с этим цели и задачи образовательной программы дополняются и
конкретизируются целями и задачами и региональной программы экологического
воспитания дошкольников «Мой край- моя святыня», авторы Бобылева Л.А.,
Султанова А.В.:
-воспитание у дошкольников уважения к традициям своего
народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре, воспитанию
национального самосознания и активной гражданской позиции, бережного отношения
к природе родного края;
формирование коммуникативной компетенции, элементарных
навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.
Организационный раздел содержит
описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания, организацию
режима пребывания детей: режим дня; особенности организации развивающей
предметно- пространственной среды.
Описание организации образовательного процесса и
организационно-педагогических условий, содержание, примерное ежедневное время,
необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время
для: непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным
проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в
режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную
организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.)
реализуется в соответствии с Проектом Примерной общеобразовательной программой
дошкольного образования «От рождения до школы». В Программе «От рождения до
школы» содержится также описание материально- технического обеспечения
программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.