Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цветные ладошки» Руководитель программы: Элесханова Сабина Хасановна. педагог дополнительного образования, Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия – Алания Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, ул. Уварова, д. 23 тел: 8(86736) 3-20-38 Электронная почта: kukievainna@yandex.ru Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия – Алания Возраст обучающихся: 5-6 лет Социальный учреждения статус: воспитанники дошкольного образовательного Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения. Направленность программы: Художественная Вид программы: модифицированная Уровень реализации: дополнительное образование Уровень освоения программы: ознакомительный Способ освоения содержания образования: креативный Введение «Цветные ладошки» - программа дополнительного образования, которая предполагает развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира каждого ребенка, его самореализацию. Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок становится более уверенным в своих силах, более смелым, с удовольствием проявляет свое творчество. Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества. Тематика занятий строится с учетом лексической темы недели, интересов детей и возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Пояснительная записка Программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629), Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г. Москва) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242), Санитарные правила СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики Северная Осетия – Алания и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятия художественно-эстетической направленности и спецификой работы учреждения. Направленность Художественная Новизна. Новизна данной программы заключается в том, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др., а также самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Актуальность Обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Художественное творчество выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Цель программы - Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения. Задачи: Обучающие: Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изо материалов. Развивающие: Развивать внимание, память. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер. Развивать пространственное воображение. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ. Воспитательные: Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. Формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками, проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку товарищу. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Отличительные особенности программы Отличительными особенностями программы являются занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала. Основные педагогические принципы: От простого к сложному; Развивающего обучения; Наглядности; Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками; Доступности; Творческой активности; Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения; Системности; принцип сравнений и выбора. Режим работы: Возраст воспитанников- 5-6 лет. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (3-5 минут). Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую работу детей. Количество детей в кружке: до 16 человек. Занятия в кружке не должны копировать уроки. Основные формы обучения: Интегрированные занятия; Практические занятия; Игровые формы организации занятий; Выставки Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Педагог должен соблюдать последовательность действий, состоящую из нескольких этапов. Диагностический этап - педагог выясняет, что знает и умеет ребенок, а также уровень его развития и психологические особенности. Коммуникативный этап - педагог налаживает психологический контакт с ребенком. Практический этап - педагог руководит процессом освоения ребенком изобразительной деятельности. С первых занятий необходимо стимулировать стремление детей к самостоятельности, творческой активности - поощрять за инициативность, экспериментирование с художественными материалами, нестандартное воплощение художественного образа. Возникшие у ребенка затруднения надо решать индивидуально, исходя из его творческого замысла и способностей. Завершающий этап - признания и внимания. Создание для ребенка атмосферы радости от выполненной работы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности. Дети отмечают, обсуждают понравившиеся образы, элементы, способы изображения, делятся впечатлениями, рассказывают о своем рисунке. Анализ учит ребенка задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей. Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части: вводная часть - организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация; основная часть - практическая - самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством специалиста, специалистом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка; заключительная часть - анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и специалиста о проделанной работе). Схема и методика проведения занятий по образцу Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать. Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями специалиста. Мотивация. Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы специалист напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением. Специалист помогает детям в осуществлении их замысла. Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования. Уборка. Схема и методика проведения занятий по замыслу Создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций). Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике. Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность детей. Индивидуальная работа со стороны специалиста за выполнением техники рисования, раскрытию Анализ и положительная оценка детских работ с учетом индивидуальных возможностей детей. Уборка рабочего стола. Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические методы обучения: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.) наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) практический (выполнение работ в различных техниках) креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект). Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях: в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. Направления работы: изготовление работ в различных нетрадиционных техниках; изготовление сувениров и открыток к праздникам. Условия реализации программы Методическое обеспечение: Набор нормативно-правовых актов; Наличие утвержденной программы; Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы, карточки, альбомы и т.д. Методические разработки по блокам программы; Подборка информационной и справочной литературы; В качестве дидактического материала используются: Репродукции картин художников, образцы детских работ; Дидактические игры по разным направлениям изобразительного искусства; Наглядные пособия, наброски, схемы последовательности рисования; Методическая литература; Папки с вариантами изображений объектов живой и неживой природы; Подборка портретов художников; Папки загадок, пословиц, поговорок, русских народных сказок, книг; русских писателей и поэтов о природе; Тематические плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки; Альбомы для рассматривания, раскраски и тетради для развития мелкой моторики рук; Папки физкультминуток и упражнений (для детей с нарушениями зрения), пальчиковая гимнастика. Материально-техническое обеспечение: Группа (соответствующая санитарно-гигиеническим нормам); Учебное оборудование (комплект мебели); Материалы и оборудование (Традиционный материал - гуашь; акварель; кисти широкие, узкие и жесткие; цветные восковые карандаши; цветная бумага; бумага для рисования разных форматов и оттенков, карандаши Нетрадиционный - осенние сухие листья; воск (свеча); бусины разного размера; разнообразный сыпучий материал; разнообразные пустые коробочки, трубочки для печатанья; ватные палочки; трубочки для коктейля; кусочки поролона; пластилин, губки для закрашивания больших пространств); Выставочное оборудование для выставочных материалов; Наглядные пособия (образцы изделий) технические устройства (компьютер, проектор, экран, музыкальный центр) подборка релаксирующей музыки. Иллюстративный ряд: иллюстрации известных художников; образцы, выполненные в нетрадиционной технике, нетрадиционным способом. Организационное обеспечение: Необходимый контингент детей, который будет обучаться в кружке «Цветные ладошки»; Соответствующее требованием расписание; Связь с родителями, регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада; Перечень и количество материалов Наименование Альбомы 40 листов Количество 10 штук Папка для черчения А4, 10 листов, плотность 180 г/м2, без рамки, бумага ГОЗНАК ГОСТ 59773 15 штук Кисти мягкие круглые «Колонок» № 3 Кисти мягкие круглые «Колонок» № 8 Кисти мягкие круглые «Колонок» № 3 Кисти мягкие круглые «Колонок» № 8 Кисть плоская щетинная № 10 Стаканы для промывания кистей (двойные) Краски гуашевые «Гамма» (12 цветов) Краски акварельные «Медовые» (12 цветов) Карандаши цветные «Каляка-Маляка» (12 цветов) Мелки восковые (12 цветов) Фломастеры (12 цветов) Карандаши простые графитные мягкие. Ластик 15 штук 15 штук 15 штук 15 штук 15 штук 15 штук 10 коробок 20 коробок 20 упаковок 10 упаковок 10 упаковок 20 штук 10 штук Оборудование: мультимедиа проектор компьютерные презентации столы стулья мольберт доска наглядный материал Предполагаемы результаты: К концу года дети знают: как использовать различные нетрадиционные технологии для создания изображения. К концу года дети умеют: Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Развито художественное восприятие и воображение. Качественный результат при использовании навыков нетрадиционной техники рисования. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество; Следовать устным инструкциям; Применять полученные знания о декоративном искусстве. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Учебный план № Тема занятий п/п 1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. «Наш участок» 2. «Плюшевый медвежонок» 3. «Овощи на блюде» 4. 5. «Ягоды и фрукты» «Мой осенний город» Техника Оттиск мятой бумагой Количество часов 1 час Поролон Акварель Восковые мелки Рисование пальчиками, всей палитрой красок Ватные палочки Гуашь Восковые мелки Рисование ладошками 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 6. «Мама, папа, я-отличная семья» 1 час 7. «Осенние букеты» 8. «Осенние мотивы» 9. «Осетинское платье» Техника печатания листьями Кляксография обычная Техника граттаж 10. «Моё любимое домашнее животное» Рисование солью 1 час 11. «Зайчата» Свеча + акварель 1 час 1 час 1 час 12. «Улетают птицы на юг» Кляксография обычная Монотипия посырому Рисование ладошками 1 час 13. «Деревья смотрят в лужи» 14. «Петушок» 15. «Дома в городе снеговиков» Восковые мелки + акварель Рисование мыльными пузырями Тычок жёсткой полусухой кистью (рисование пальчиками) Акварельные краски Соль Печать пробками 1 час 16. «Снежинка» 17. «Ёлочка пушистая, нарядная» 18. «Зимняя сказка» 19. «Укрась шарфик» 20. «Воробушки зимой» 1 час «Машинки на стоянке» Рисование на сырой мятой бумаге Цветной граттаж 21. 22. «Посуда для Федоры» Пластинография 1 час 23. «Парашютисты» 1 час 24. «Электроприборы Восковые мелки +Акварель. Печать по трафарету 25. «Цветы для мамы» 1 час 26. «Все профессии нужны 27. «Весна» 28. «Здоровые зубы» 29. «Орудие труда, инструменты» Рисование вилкой Рисование ватными палочками Кляксография с трубочкой Рисование ватными палочками и зубной пастой Пластилинография 30. «Космос» Набрызг 1 час 31. «Золотая рыбка» 1 час 32. «Цветущая клумба» 33. «День Победы» Рисование мыльными пузырями Кляксография с ниткой Цветной граттаж 34. «Бабочка» Монотипия 1 час 35. «Труд взрослых. Почта» Волшебные веревочки 1 час 36. «Цветут сады» Рисование на сырой мятой бумаге 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час ВСЕГО часов 36 час Летний период с 1.06. по 30.06. 4 часа Всего часов: 40 часов Общее количество часов: 40 часов Учебно-тематический план Задачи: Введение детей в мир декоративно-прикладного искусства; Формирование у воспитанников потребности в регулярных занятиях, как к способу саморазвития и самореализации; Развитие моторики рук, соблюдение здорового образа жизни; осознанного соблюдения правильной рабочей позы (осанки) и других моментов здорового образа жизни; Знать особенности различных техник нетрадиционного рисования, уметь выполнять работы с помощью этих техник; Формирование умения выполнять небольшие композиции; Формирование умения обращения с инструментами и материалами; Развитие умения объективно оценивать свои творческие работы. Техника №п /п Тема занятий 2. 3. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. «Наш участок» «Плюшевый медвежонок» «Овощи на блюде» 4. «Ягоды и фрукты» 1. 5. «Мой осенний город» 6. «Мама, папа, я-отличная семья» 7. «Осенние букеты» Оттиск мятой бумагой Поролон Акварель Восковые мелки Рисование пальчиками, всей палитрой красок Ватные палочки Гуашь Восковые мелки Рисование ладошками Техника печатания листьями Всего часов 1 Всего часов теорит практи и ческих ческих 1 1 1 1 1 1 1 8. «Осенние мотивы» Кляксография обычная 1 9. «Осетинское платье» Техника граттаж 1 10. Рисование солью 1 11. 12. «Моё любимое домашнее животное» «Зайчата» «Улетают птицы на юг» 1 1 13. «Деревья смотрят в лужи» 14. «Петушок» 15. «Дома в городе снеговиков» 16. «Снежинка» 17. «Ёлочка пушистая, нарядная» 18. «Зимняя сказка» Свеча + акварель Кляксография обычная Монотипия посырому Рисование ладошками Восковые мелки + акварель Рисование мыльными пузырями Тычок жёсткой полусухой кистью (рисование пальчиками) Акварельные краски Соль 19. «Укрась шарфик» Печать пробками 1 20. «Воробушки зимой» 1 21. «Машинки на стоянке» Рисование на сырой мятой бумаге Цветной граттаж 22. 23. «Посуда для Федоры» «Парашютисты» 1 1 24. «Электроприборы 25. «Цветы для мамы» 26. «Все профессии нужны 27. «Весна» Пластинография Восковые мелки +Акварель. Печать по трафарету Рисование вилкой Рисование ватными палочками Кляксография с трубочкой 28. «Здоровые зубы» Рисование ватными 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. «Орудие труда, инструменты» 30. 31. «Космос» «Золотая рыбка» 32. «Цветущая клумба» 33. 34. 35. «День Победы» «Бабочка» «Труд взрослых. Почта» 36. «Цветут сады» палочками и зубной пастой Пластилинограф ия Набрызг Рисование мыльными пузырями Кляксография с ниткой Цветной граттаж Монотипия Волшебные веревочки Рисование на сырой мятой бумаге Всего часов: Летний период 1 1 1 1 1 1 1 1 36 4 40 Содержание программы: 1.Вводное занятие. Правила кружка «Цветные ладошки». Оборудование рабочего места. Необходимые инструменты и материалы для работы. Правила техники безопасности при работе. Нетрадиционные художественно-графические техники Тычок жесткой полусухой кистью Рисование пальчиками Рисование ладошкой Оттиск пробкой Оттиск печатками из картофеля Обрывание бумаги Скатывание бумаги Оттиск поролоном Оттиск пенопластом Оттиск печатками из ластика Оттиск смятой бумагой Восковые мелки + акварель Свеча + акварель Печать по трафарету Монотипия предметная Знакомая форма — новый образ Черно-белый граттаж Кляксография обычная Кляксография с трубочкой Кляксография с ниточкой Набрызг Отпечатки листьев Тиснение Акварельные мелки Тычкование Цветной граттаж Монотипия пейзажная Рисование помятой (предварительно скомканной) бумаге Рисование расческой Рисование солью Волшебные веревочки Пластилинграфия Рисование по мокрому Рисование солью Рисование расческой, зубной щеткой Тычок жесткой полусухой кистью Возраст: любой. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, зятем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Оттиск пробкой Возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка. Оттиск печатками из картофеля Возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка. Обрывание бумаги Возраст: от трех лет. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Скатывание бумаги Возраст: от трех лет. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск поролоном Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск пенопластом Возрасти: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт. Оттиск печатками из ластика Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку. Оттиск смятой бумагой Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки + акварель Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Свеча + акварель Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Печать по трафарету Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полу картона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет. Монотипия предметная Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Знакомая форма — новый образ Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: изменчивость знакомой формы. Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру. Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит. Черно-белый граттаж (грунтованный лист) возраст: от пяти лет. средства выразительности: линия, штрих, контраст. материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. после высыхания палочкой процарапывается рисунок. Кляксография обычная возраст: от пяти лет. средства выразительности: пятно. материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. в результате получаются пятна в произвольном порядке. затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. недостающие детали дорисовываются. Кляксография с трубочкой Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Набрызг Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Тиснение Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист. Акварельные мелки Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки,' губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. Тычкование Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2><2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш:, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа. Цветной граттаж Возраст: от шести лет. Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. Монотипия пейзажная Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Рисование расчёской, зубной щеткой. Возраст: любой. Средства выразительности: объемность, цвет. Материалы: плотная бумага, акварель, зубная щетка и т.д., вода в блюдечке. Способ получения изображения: Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь, консистенции кашицы и можно приступать к работе. Способ получения изображения: обмакивание в жидкую краску и рисование по разной поверхности. Пластилинография Возраст: любой. Средства выразительности: объем, цвет, фактура. Материалы: картон с контурным рисунком, стекло; набор пластилина; салфетка для рук; стеки; бросовый и природный материалы. Способ получения изображения: 1. Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. 2.На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой 3.Рисовать пластилином «горошками», «капельками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка. Рисование по мокрому Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Рисование песком (крупой). Возраст: от шести лет. Средства выразительности: объем. Материалы: чистый песок или манная крупа, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш. Способ получения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка. Рисование солью Средства выразительности: объемность, фактура, цвет. Материалы: лист бумаги, клей ПВА, соль, краски, кисточки. Способ получения изображения: Рисунок наносим клеем, а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть, и начинаем раскрашивать кистью точечно, краска расплывается по рисунку. Перспективно-тематическое планирование Перспективный план работы кружка «Цветные ладошки» Тема занятия Техника Программное содержание Материалы Оттиск мятой бумагой Развивать творческие способности, интерес к рисованию, развивать воображение, мышление, мелкую моторику и координацию движения рук. Развивать эстетическое восприятие, фантазию. Альбомный лист Акварель Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Палитры «Плюшевый медвежонок» Поролон Поролон Тонкая кисть Гуашь Салфетки влажные «Овощи на блюде» Акварель Восковые мелки Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитывать у ребенка художественный вкус. Учить детей рисовать овощи с натуры, предавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей. «Ягоды и фрукты» Рисование пальчиками, всей палитрой красок Сентябрь «Наш участок» Октябрь «Мой осенний город» Ватные палочки Гуашь Восковые мелки Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Создать рисунок, используя в работе гуашь, ватные палочки, а так же кисть для рисования с жесткой щетиной, развитие творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Альбомный лист Акварель Восковые мелки Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Палитры Альбомный лист Гуашь Салфетки влажные Гуашь Кисть для рисования (щетина №5 -№8), Баночка для воды «непроливайка» Лист тонированного картона Ватные палочки Черный восковой карандаш. Ноябрь «Мама, папа, я-отличная семья» Рисование ладошками «Осенние букеты» Техника печатания листьями «Осенние мотивы» Кляксография обычная «Осетинское платье» Техника граттаж «Моё любимое домашнее животное» Рисование солью Привлечь детей к изобразительному искусству используя нетрадиционные техники изображения. Знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности. Воспитывать любовь к членам семьи. Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Совершенствовать навыки рисования кляксами. Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски. Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования. Учить украшать предметы национальной одежды элементами осетинского орнамента. Альбомные листы Акварель Фломастеры Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Альбомный лист Акварель Соль Клей ПВА Альбомный лист Гуашь Баночка для воды «непроливайка» Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Кисти жёсткие щетинные №10 Альбомный лист Фломастеры Баночка для воды «непроливайка» Картон Гуашь Свеча Зубочистки Баночка для воды «непроливайка» Салфетки влажные Свеча + акварель «Улетают птицы на юг» Кляксография обычная «Деревья смотрят в лужи» Монотипия посырому «Петушок» Рисование ладошками «Дома в городе снеговиков» Восковые мелки + акварель Декабрь «Зайчата» Закреплять технику рисования свечой . Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать зайчат с помощью воскового мелка. Воспитывать у ребенка художественный вкус. Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. Альбомный лист Акварель Свеча Баночка для воды «непроливайка» Салфетки влажные Познакомить детей с новой техникой монотипия по- сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки. Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами. Развивать творческое воображение детей. Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью. Учить ребят передавать образ сказочного домика. Развивать чувство композиции. Альбомный лист Гуашь Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №5 – по 10 шт. Палитры Альбомный лист Акварель Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Альбомный лист Восковые мелки Карандаши простые Ластик Альбомный лист Гуашь Баночка для воды «непроливайка» Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 – 10 шт. Рисование мыльными пузырями Закрепить умение изображать снег, используя мыльные пузыри. Развивать чувство композиции «Ёлочка пушистая, нарядная» Тычок жёсткой полусухой кистью (рисование пальчиками) «Зимняя сказка» Акварельные краски Соль Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить детей наблюдать и проводить экспериментирование при использовании нетрадиционной техники рисования с помощью акварельных красок и соли, делать выводы. «Укрась шарфик» Печать пробками Учить украшать платочек простым узором, используя печатание. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Альбомный лист Акварель Стаканы Салфетки влажные Пробки Кисти круглые №3, №8 «Воробушки зимой» Рисование на сырой мятой бумаге Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Закрепить умения красиво размещать изображения на листе. Развивать композиционные умения. Альбомный лист Гуашь Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Январь «Снежинка» Альбомный лист Гуашь Баночка для воды «непроливайка» Салфетки влажные Трубочки Альбомный лист Гуашь Баночка для воды «непроливайка» Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Альбомный лист Гуашь Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Кисти щетинные №10 Палитры Февраль Март «Машинки на стоянке» Цветной граттаж Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. Продолжать знакомить с техникой пластилинография, учить создавать композиции из овощей и фруктов, изготовленные из пластилина. Развивать воображение. Учить рисовать детей различными графическими и живописными материалами. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, творческие способности. Воспитывать гордость, уважение к воинам Российской Армии. Картон Гуашь Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Зубочистки «Посуда для Федоры» Пластинография «Парашютисты» Восковые мелки +Акварель. «Электроприборы» Печать по трафарету Упражнять в печати по трафарету Плотная бумага Трафареты из картона Акварель Поролоновая губка. Салфетки влажные «Цветы для мамы» Рисование вилкой Учить рисовать цветы с помощью вилки. Учить с помощью гуаши передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Альбомный лист Гуашь Стакан Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 Картон Пластилин Салфетки влажные Акварель Альбомный лист Стаканы Восковые мелки Салфетки влажные Апрель «Все профессии нужны» Рисование ватными палочками Закрепить умение рисовать ватными палочками, передавать образ разных видов транспорта. Развивать чувство композиции. Альбомный лист Акварель Ватные палочки Стакан Салфетки влажные «Весна» Кляксография с трубочкой Развивает фантазию и воображение, учит ребенка справляться с поставленными задачами, стимулирует мелкую моторику, активизирует образное мышление. Альбомный лист Акварель Кисти круглые №3, №8 Трубочки Стакан Салфетки влажные «Здоровые зубы» Рисование ватными палочками и зубной пастой Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками: рисование ватными палочками и зубной пастой Картон темного цвета Белая зубная паста Ватные палочки «Орудие труда, инструменты» Пластилинография Продолжать знакомить с техникой пластилинография, Картон Пластилин Влажные салфетки «Космос» Набрызг Альбомный лист Гуашь Зубная щетка Расческа с зубчиками в один ряд. Влажные салфетки «Золотая рыбка» Рисование мыльными пузырями Обучить детей новому способу рисования набрызг. Развивать у детей чувство композиции, воображение и аккуратность, учить создавать красивую композицию. Учить детей рисовать нетрадиционным способом «мыльными пузырями» Закрепить умение рисовать при помощи штампов (поролоном, пенопластом), Развивать чувство композиции, Воспитывать чувство любви к природе. Альбомный лист Акварель Стаканы Трубочки Салфетки влажны Кисти круглые №3, №8 Палитры Кляксография с ниткой Совершенствовать навыки работы в технике кляксография с ниткой. Развивать у детей творческое воображение. Альбомный лисы Гуашь Нитки Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 – по 10 шт. «День Победы» Цветной граттаж Альбомный лисы Зубочистки Салфетки влажные «Бабочка» Монотипия «Труд взрослых. Почта» Волшебные веревочки «Цветут сады» Рисование на сырой мятой бумаге Познакомить детей с новым способом рисования – граттажем, вызвать у детей интерес к предложенной работе, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать композиционные навыки. Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление Развитие интереса к новому способу рисования, Стимулирование поисковоисследовательской активности, формирование плавности, ритмичности и точности движений; Развитие мелкой моторики, воображения, речи Знакомить детей с техникой рисования на мятой бумагой Развивать мелкую моторику рук. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Воспитывать бережное отношение к природе Развитие внимания, мышления и вкуса Май «Цветущая клумба» Альбомный лисы Акварель Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 – по 10 шт. Альбомный лист Нитки Альбомный лисы Акварель Стаканы Салфетки влажные Кисти круглые №3, №8 – по 10 шт. Литература Список используемой литературы. 1. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп. 2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с, 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп. 3. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009. 4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 160 с: ил. 5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г. 6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г. 7. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г. 8. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий ПОД редакцией Р.Г. Казаковой 9. Творческий Центр 10. Москва 2005 11. Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. 12. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г. 13. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г. 14. Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г. 15. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г. 16. Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г. 17. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г. 18. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.