Цветные ладошки24

Пояснительная записка
Данная программа «Цветные Ладошки» способствует развитию творческих
способностей, мелкой моторики и координации рук, воображения, мышления,
внимания, фантазии; воспитанию эстетического вкуса, трудолюбию, аккуратности,
усидчивости, умению довести начатое дело до конца, взаимопомощи при
выполнении работы в процессе занятий.
Направленность – Художественная
Адресат программы дети 5 – 6 лет
Актуальность программы обусловлена подъемом национального общественного
сознания, пониманием необходимости возрождения народных традиций рукоделия,
ремесел, развития декоративно-прикладного творчества, отвечает потребности
общества в рамках выявления, поддержки и развития способностей и талантов у
детей. Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта
ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения
обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником образного мышления
обучающихся.
Отличительные особенности заключаются в содержании программы, что
позволяет развивать не только творческие способности, но и сформировать
исследовательский способ мышления в изучении различных приёмов изображения,
создании оригинальных изделий, воспитании трудолюбия, усидчивости и
аккуратности в работе.
Следующим отличием является содержание обучения, а точнее выбор техники
рисования, материала и тематики работ.
Новизна программы – Новизна данной программы заключается в том, что в
системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития
творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование
отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов,
батик, тампонированием и др., а также самодельные инструменты, природные и
бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в
способности видеть и понимать красоту окружающего мира, данная программа
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству.
Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие
способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о
формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её
становления.

Уровень освоения программы - базовый
Цель программы – Развитие у детей художественно-творческих способностей,
посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоциональночувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с
различными средствами и способами изображения, развитие их творческих
способностей, фантазии, воображения.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
 Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то,
что для них интересно или эмоционально значимо.
 Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
 Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными
художественными материалами и инструментами.
 Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и
эстетического наслаждения.
 Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми
овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
 Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с
использованием различных изо материалов.
Развивающие:
 Развивать внимание, память.
 Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
 Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер.
 Развивать пространственное воображение.
 Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных
работ.
Воспитательные задачи:
 Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания
цветов.
 Формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками,
проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать
помощь, поддержку товарищу.
 Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
 Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
 Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.

Объем и сроки освоения программы
Программа «Цветные ладошки» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
детей 5-6 лет.
В кружке должны заниматься не более 15 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период проводится с детьми 8 занятий по
30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой деятельности,
включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий
отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать 5-10
минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих обучающихся. Беседы должны
иметь характер контрольного опроса. Для контрольного опроса можно применять
«карточки – задания», ответы на которые должны быть краткими и понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на каждом
этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и добиться
определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:
Интегрированные занятия;
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Выставки;
Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку
предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск
новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов
позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно
насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное назначение
метода – организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им
учебного материала и объяснение его успешного восприятия.

Репродуктивный
(практические
упражнения
и
задания;
алгоритмы;
программирование). Основное назначение опыта – формирование навыков и умений
использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в повторении
(многократном) способа деятельности пол заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа; случайный
поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др. Основное назначение
метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект). Сущность
метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых
по решению новых для них проблем.
Игровой - используется при реализации программы в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела
учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением).
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
Качество усвоения;
Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
Умение строить отношения в коллективе;
Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
Широта и устойчивость интересов;
Общекультурный кругозор;
уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать, принимать и
понимать других, степень реализации индивидуальных возможностей, терпимость и
лояльность.
Воспитанности:
сформированность качеств;
Психологического комфорта:
степень оптимизма, защищенности, уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения;
социальное благополучие.
Предполагаемые результаты:
Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
 как использовать различные нетрадиционные технологии для создания
изображения.
К концу года дети будут уметь:
 Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты.
Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их.
Оперируют предметными терминами.

 передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов,
располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
 передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и
соотносит их по величине.
 Развито художественное восприятие и воображение.
 Качественный результат при использовании навыков нетрадиционной
техники рисования.
 Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество;
 Следовать устным инструкциям;
 Применять полученные знания о декоративном искусстве.
 Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской
росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением
нетрадиционной техники рисования.
Сводный учебный план
Количество часов

№
п\п

Наименование раздела, тема
1-й год

2.

Вводное занятие, инструктаж по технике
1
безопасности. «Наш участок»
«Подарок детскому саду»
1

3.

«Плюшевый медвежонок»

1

4.

«Медвежонок».

1

5.

«Овощи на блюде»

6.

«Чиполлино его друзья»

1

7.

«Ягоды и фрукты»

1

8.

« Яблоко»

1

1.

«Мой
осенний
город»
10. «Осень в нашем городе»
9.

1

1
1

11. «Мама, папа, я-отличная семья»

1

12. «Осетинское платье»

1

13. «Роспись осетинского кувшина»

1

14. «Осенний букет» (цветы)

1

15. «Осенние мотивы»

1

16. «Дождь»

1

17. «гриб Мухомор»

1

18. «Гриб»

1

19. «Осенний букет» (цветы)

1

20. «Осенний букет» (цветы)

1

21. «Моё любимое домашнее животное»

1

22. «Кошечка»

1

23. «Зайчата»

1

24. «Дикие животные» (техника пуантилизм)

1

25. «Улетают птицы на юг»

1

26. «Птички - ладошки»
27. «Деревья смотрят в лужи»
28. «Мое любимое дерево в разное время года»
29. «Петушок»
30. «Курочка с цыплятами»
31. «Дом»
32. «Мебель»

1
1
1
1
1
1
1

33. «Снежинка»

1

34. «Первый снег»

1

35. «Ёлочка пушистая, нарядная»

1

36. «Ёлочка нарядная»

1

37. «Зимняя сказка»

1

38. «Зимние забавы»

1

39. «Снежный ком»

1

40. «Укрась шарфик»

1

41. «Украсим рукавичку узором»
42. «Воробушки зимой»

1
1

43. «Зимующие птицы»

1

44. «Машинки на стоянке»

1

45. «Машина»

1

46. «Посуда для Федоры»

1

47. «Чайный сервиз»

1

48. «Парашютисты»

1

49. «Танк»

1

50. «Электроприборы»

1

51. «Холодильник»

1

52. «Цветы для мамы»

1

53. «Цветы для мамы»

1

54. «Все профессии нужны»

1

55. «Кому что нужно?»

1

56. «Весна»

1

57. «Одуванчики»

1

58. «Здоровые зубы»

1

59. «Гантели»

1

60. «Орудия труда, инструменты»

1

61. «Орудия труда, инструменты»

1

62. «Космос»

1

63. «Космический корабль»

1

64. «Золотая рыбка» (техника пуантилизм)

1

65. «Подводный мир»

1

66. «Цветущая клумба»

1

67. «Цветущий сад»

1

68. «Бабочка»

1

69. «Труд взрослых. Почта»

1

70. «Инструменты. Орудия труда»

1

71. «Цветут сады»

1

72. «На лугу»

1

ВСЕГО часов

72

1

«Лето»

1

2

«На что похоже?»

1

3

«Божьи коровки на лугу»

1

4

«Птичка»

1

5

«Гнездо с птенцами»

1

6

«Облака»

1

7

«Медвежата» (техника пуантилизм)

1

8

«Лес»

1

Летний период

8

Всего

80

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Техника

Всег Всего часов
№ Тема занятий
о
теорит практи
п/п
часов и
ческих
ческих
1. Вводное
занятие, Оттиск мятой 1
1
инструктаж по технике бумагой
безопасности.
«Наш
участок»
2. «Подарок детскому саду» Работа
1
1
методом
тычка
3.

«Плюшевый
медвежонок»

Поролон

1

1

Формы
контроля и
аттестации
Игра,
практическо
е
задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

4.

«Медвежонок».

Рисования
мятой
бумагой

1

1

5.

«Овощи на блюде»

Акварель
Восковые
мелки

1

1

6.

«Чиполлино его друзья»

Ватные
палочки

1

1

7.

«Ягоды и фрукты»

1

8.

« Яблоко»

Рисование
1
пальчиками,
всей палитрой
красок
Рисование
1
ватными
палочками.
Ватные
палочки
Гуашь
Восковые
мелки
Печать
листьями.

1
1

1

1

1

11. «Мама, папа, я-отличная Рисование
семья»
ладошками

1
1

1

12. «Осетинское платье»

1

1

осетинского Методтампонирован
ие
трафаретом.
14. «Осенний букет» (цветы) Техника
печатания
шишками

1

1

1

1

15. «Осенние мотивы»

1

1

9.

«Мой
город»

осенний

10. «Осень в нашем городе»

Техника
граттаж

13. «Роспись
кувшина»

Кляксография
обычная

1

Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

16. «Дождь»

Техника
рисования
мыльными
пузырями»
Рисование
ватными
палочками

1

1

1

1

18. «Гриб»

Методпечатания
поролоном.

1

1

19. «Осенний букет» (цветы)

Техника
печатания
листьями

1

1

«Осенний букет» (цветы)

Техника
печатания
шишками

1

1

21. «Моё любимое домашнее Рисование
животное»
солью

1

1

Тычок
1
жёсткой
полусухой
кистью,
поролоном,
мятая бумага.
Свеча
+ 1
акварель

1

24. «Дикие
животные» Заполнить
1
(техника пуантилизм)
изображение
кружочками,
выполненным
и
фломастерами
,
затем
тычкование
ватными
палочками
25. «Улетают птицы на юг»
Кляксография 1
обычная

1

17. «гриб Мухомор»

20

22. «Кошечка»

23. «Зайчата»

1

1

Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

26. «Птички - ладошки»

Рисование
ладошкими.

1

1

«Деревья смотрят в лужи» Монотипия
по- сырому

1

1

28. «Мое любимое дерево в Рисование на 1
разное время года»
смятой
бумаге.

1

29. «Петушок»

Рисование
ладошками

1

1

30. «Курочка с цыплятами»

Рисование
1
ладошками и
пальчиками.

1

31. «Дом»

Рисование
штампом
(кирпичи)

1

1

32. «Мебель»

Рисование
манкой

1

1

33. «Снежинка»

Рисование
мыльными
пузырями

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27

34. «Первый снег»

Монотипия,
рисование
ватными
палочками.
35. «Ёлочка
пушистая, Тычок
нарядная»
жёсткой
полусухой
кистью
(рисование
пальчиками)
36. «Ёлочка нарядная»
Оттиск
поролоном,
рисование
пальчиками.
37. «Зимняя сказка»
Акварельные
краски
Соль

Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,

38. «Зимние забавы»

Техника
«оттиск»

1

1

39. «Снежный ком»

Рисование
солью

1

1

40. «Укрась шарфик»

Печать
пробками

1

1

1

1

42. «Воробушки зимой»

Рисование на 1
сырой мятой
бумаге

1

43. «Зимующие птицы»

Метод
рисования
солью.

1

1

44. «Машинки на стоянке»

Цветной
граттаж

1

1

45. «Машина»

Рисование
восковыми
мелками

1

1

46. «Посуда для Федоры»

Пластинограф 1
ия

1

47. «Чайный сервиз»

Ватными
палочками

1

1

48. «Парашютисты»

Восковые
мелки
+Акварель.

1

1

Использовани
е тампона

1

1

41. «Украсим
узором»

49.

«Танк»

рукавичку Рисование
ватными
палочками.

наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,

50. «Электроприборы»

Печать
по 1
трафарету

1

51. «Холодильник»

Набрызг
по 1
трафарету

1

52. «Цветы для мамы»

Рисование
вилкой

1

1

53. «Цветы для мамы»

Техника
1
«Ниткография
»

1

54. «Все профессии нужны»

Рисование
ватными
палочками

1

1

55. «Кому что нужно?»

Тампонирован 1
ие
по
трафарету

1

56. «Весна»

Кляксография
с трубочкой

1

1

57. «Одуванчики»

Рисование
вилкой.

1

1

58. «Здоровые зубы»

Рисование
1
ватными
палочками и
зубной пастой
Рисование
1
солью

1

59. «Гантели»

60. «Орудия
инструменты»

труда, Пластилиногр
афия

1

61. «Орудия
инструменты»

труда, Кляксография

1

1

1

наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,

62. «Космос»

Набрызг

1

1

63. «Космический корабль»

Рисование
восковыми
мелками

1

1

64. «Золотая рыбка» (техника Заполнить
1
пуантилизм)
изображение
кружочками,
выполненным
и
фломастерами
,
затем
тычкование
ватными
палочками
65. «Подводный мир»
восковые
1
мелки,
акварель

1

66. «Цветущая клумба»

Монотипия

1

1

67. «Цветущий сад»

Рисование
ватными
палочками

1

1

68. «Бабочка»

Монотипия

1

1

69. «Труд взрослых. Почта»

Волшебные
веревочки

1

1

1

1

Рисование на 1
сырой мятой
бумаге

1

70. «Инструменты.
труда»
71. «Цветут сады»

Орудия Рисование
манкой

1

наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

72. «На лугу»

Рисование по 1
мокрой
бумаге

1

Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание
Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

1.

Всего часов:
«Лето»

72
Рисование
тычком

1

1

2.

«На что похоже?»

Кляксография

1

1

3.

«Божьи коровки на лугу»

1

1

4.

«Птичка»

Рисование
восковыми
мелками+
тычкование
Кляксография

1

1

5.

«Гнездо с птенцами»

Рисование
тычком

1

1

6.

«Облака»

Рисование смятой 1
бумагой

1

7.

«Медвежата»
пуантилизм)

1

8.

«Лес»

(техника Заполнить
1
изображение
кружочками,
выполненными
фломастерами,
затем тычкование
ватными
палочками
Рисование
на 1
мятой бумаге

8

8

Летний период
Всего часов:

80

Содержание программы
1 год обучения
1.Вводное занятие.

1

Беседа,
наблюдения,
практическо
е задание

 Правила кружка «Цветные ладошки».
 Оборудование рабочего места.
 Необходимые инструменты и материалы для работы.
 Правила техники безопасности при работе.
Знакомство со способом рисования «оттиск мятой
Практическая работа «Наш участок».

бумагой»

2. Знакомство со способом рисования «тычкование».
Практическая работа «Подарок детскому саду».
3. Знакомство со способом «рисование поролоном».
Практическая работа «Плюшевый медвежонок».
4. Знакомство со способом «рисование мятой бумагой».
Практическая работа «Плюшевый медвежонок».
5. Знакомство со способом рисования «комбинирование акварели и
восковых мелков».
Практическая работа «Овощи на блюде».
6. Знакомство со способом «рисование
Практическая работа «Чиполлино его друзья».

ватными

палочками».

7. Знакомство со способом «рисование пальчиками».
Практическая работа «Ягоды и фрукты».
8. Знакомство со способом
Практическая работа «Яблоко».

«рисование

ватными

палочками».

9. Знакомство со способом «комбинирование рисование ватными
палочками, гуашью и восковыми мелками».
Практическая работа «Мой осенний город».
10. Знакомство со способом рисования «печать листьями». Практическая
работа «Осень в нашем городе».
11. Знакомство со способом «рисование ладошками».
Практическая работа «Мама, папа, я-отличная семья».
12. Знакомство со способом рисования «техника граттаж».
Практическая работа «Осетинское платье».

13. Знакомство со способом рисования «тампонирование трафаретом».
Практическая работа «Роспись осетинского кувшина».
14. Знакомство со способом рисования «печатание шишками».
Практическая работа «Осенний букет».
15. Знакомство со способом рисования «Кляксография обычная».
Практическая работа «Осенние мотивы».
16. Знакомство со способом «рисование мыльными пузырями».
Практическая работа «Дождь».
17. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «гриб Мухомор».
18. Знакомство со способом рисования «печатание поролоном».
Практическая работа «Гриб».
19. Знакомство со способом рисования «печатание листьями».
Практическая работа «Осенний букет».
20. Знакомство со способом рисования «печатание шишками».
Практическая работа «Осенний букет».
21. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Моё любимое домашнее животное».
22. Знакомство со способом «комбинированное рисование тычком
жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятой бумагой».
Практическая работа «Кошечка».
23. Знакомство со способом «рисование Свеча + акварель».
Практическая работа «Зайчата».
24. Знакомство со способом рисования в технике «пуантилизм».
Практическая работа «Дикие животные».
25. Знакомство со способом рисования «Кляксография обычная».
Практическая работа «Улетают птицы на юг».
26. Знакомство со способом «рисование ладошками».
Практическая работа «Птички - ладошки».

27. Знакомство со способом рисования «Монотипия по- сырому».
Практическая работа «Деревья смотрят в лужи».
28. Знакомство со способом «рисование на смятой бумаге».
Практическая работа «Мое любимое дерево в разное время года».
29. Знакомство со способом «рисование ладошками».
Практическая работа «Петушок».
30. Знакомство со способом «рисование ладошками и пальчиками».
Практическая работа «Курочка с цыплятами».
31. Знакомство со способом «рисование штампом (кирпичи)».
Практическая работа «Дом».
32. Знакомство со способом «рисование манкой».
Практическая работа «Мебель».
33. Знакомство со способом «рисование мыльными пузырями».
Практическая работа «Снежинка».
34. Знакомство со способом рисования «монотипия + рисование ватными
палочками».
Практическая работа «Первый снег».
35. Знакомство со способом рисования «Тычок жёсткой полусухой
кистью + рисование пальчиками».
Практическая работа «Ёлочка пушистая, нарядная».
36. Знакомство со способом рисования «Оттиск поролоном + рисование
пальчиками».
Практическая работа «Ёлочка нарядная».
37. Знакомство со способом «рисование акварелью и солью».
Практическая работа «Зимняя сказка».
38. Знакомство со способом рисования в технике «оттиск».
Практическая работа «Зимние забавы».
39. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Снежный ком».

40. Знакомство со способом рисования «печать пробками».
Практическая работа «Укрась шарфик».
41. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Украсим рукавичку узором».
42. Знакомство со способом «рисование на сырой мятой бумаге».
Практическая работа «Воробушки зимой».
43. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Зимующие птицы».
44. Знакомство со способом рисования «Цветной граттаж».
Практическая работа «Машинки на стоянке».
45. Знакомство со способом «рисование восковыми мелками».
Практическая работа «Машина».
46. Знакомство со способом рисования «Пластинография».
Практическая работа «Посуда для Федоры».
47. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Чайный сервиз».
48. Знакомство со способом рисования «комбинирование акварели и
восковых мелков».
Практическая работа «Парашютисты».
49. Знакомство со способом рисования «тампонирование».
Практическая работа «Танк».
50. Знакомство со способом рисования «печать по трафарету».
Практическая работа «Электроприборы».
51. Знакомство со способом рисования «набрызг по трафарету».
Практическая работа «Холодильник».
52. Знакомство со способом «рисование вилкой».
Практическая работа «Цветы для мамы».
53. Знакомство со способом рисования в технике «Ниткография»».

Практическая работа «Цветы для мамы».
54. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Все профессии нужны».
55. Знакомство со способом рисования «тампонирование по трафарету».
Практическая работа «Кому что нужно?».
56. Знакомство со способом рисования «Кляксография с трубочкой».
Практическая работа «Весна».
57. Знакомство со способом «рисование вилкой».
Практическая работа «Одуванчики».
58. Знакомство со способом «рисование ватными палочками и зубной
пастой».
Практическая работа «Здоровые зубы».
59. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Гантели».
60. Знакомство со способом рисования «Пластинография».
Практическая работа «Орудия труда, инструменты».
61. Знакомство со способом рисования «Кляксография».
Практическая работа «Орудия труда, инструменты».
62. Знакомство со способом рисования «набрызг».
Практическая работа «Космос».
63. Знакомство со способом «рисование восковыми мелками».
Практическая работа «Космический корабль».
64. Знакомство со способом рисования в технике «пуантилизм».
Практическая работа «Золотая рыбка».
65. Знакомство со способом рисования «комбинирование акварели и
восковых мелков».
Практическая работа «Подводный мир».
66. Знакомство со способом рисования «Монотипия».
Практическая работа «Цветущая клумба».

67. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Цветущий сад».
68. Знакомство со способом рисования «Монотипия».
Практическая работа «Бабочка».
69. Знакомство со способом «рисование веревочками».
Практическая работа «Труд взрослых. Почта».
70. Знакомство со способом «рисование манкой».
Практическая работа «Инструменты. Орудия труда».
71. Знакомство со способом «рисование на сырой мятой бумаге».
Практическая работа «Цветут сады».
72. Знакомство со способом «рисование по мокрой бумаге».
Практическая работа «На лугу».
73. Знакомство со способом «рисование тычком».
Практическая работа «Лето».
74. Знакомство со способом рисования «Кляксография».
Практическая работа «На что похоже?».
75. Знакомство со способом «комбинированное рисование восковыми
мелками и тычкованием».
Практическая работа «Божьи коровки на лугу».
76. Знакомство со способом рисования «Кляксография».
Практическая работа «Птичка».
77. Знакомство со способом «рисование тычком».
Практическая работа «Гнездо с птенцами».
78. Знакомство со способом «рисование смятой бумагой».
Практическая работа «Облака».
79. Знакомство со способом рисования в технике «пуантилизм».
Практическая работа «Медвежата».
80. Знакомство со способом «рисование на мятой бумаге».

Практическая работа «Лес».

10. Выставка детских работ
Выставка детских работ действует на протяжении всего периода обучения.
Материал выставки регулярно обновляется.
Методическое обеспечение программы
I год обучения
1.Вводное занятие. Знакомство со способом рисования «оттиск мятой
бумагой» Практическая работа «Наш участок».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
2. Знакомство со способом рисования «тычкование».
Практическая работа «Подарок детскому саду».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
3. Знакомство со способом «рисование поролоном».
Практическая работа «Плюшевый медвежонок».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
4. Знакомство со способом «рисование мятой бумагой».
Практическая работа «Плюшевый медвежонок».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
5. Знакомство со способом рисования «комбинирование акварели и
восковых мелков».
Практическая работа «Овощи на блюде».

 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
6. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Чиполлино его друзья».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
7. Знакомство со способом «рисование пальчиками».
Практическая работа «Ягоды и фрукты».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
8. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Яблоко».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
9. Знакомство со способом «комбинирование рисование ватными
палочками, гуашью и восковыми мелками».
Практическая работа «Мой осенний город».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
10. Знакомство со способом рисования «печать листьями». Практическая
работа «Осень в нашем городе».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
11. Знакомство со способом «рисование ладошками».
Практическая работа «Мама, папа, я-отличная семья».

 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
12. Знакомство со способом рисования «техника граттаж».
Практическая работа «Осетинское платье».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
13. Знакомство со способом рисования «тампонирование трафаретом».
Практическая работа «Роспись осетинского кувшина».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
14. Знакомство со способом рисования «печатание шишками».
Практическая работа «Осенний букет».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
15. Знакомство со способом рисования «Кляксография обычная».
Практическая работа «Осенние мотивы».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
16. Знакомство со способом «рисование мыльными пузырями».
Практическая работа «Дождь».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
17. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «гриб Мухомор».
 Методы обучения:

 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
18. Знакомство со способом рисования «печатание поролоном».
Практическая работа «Гриб».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
19. Знакомство со способом рисования «печатание листьями».
Практическая работа «Осенний букет».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
20. Знакомство со способом рисования «печатание шишками».
Практическая работа «Осенний букет».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
21. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Моё любимое домашнее животное».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
22. Знакомство со способом «комбинированное рисование тычком
жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятой бумагой».
Практическая работа «Кошечка».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
23. Знакомство со способом «рисование Свеча + акварель».
Практическая работа «Зайчата».
 Методы обучения:

 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
24. Знакомство со способом рисования в технике «пуантилизм».
Практическая работа «Дикие животные».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
25. Знакомство со способом рисования «Кляксография обычная».
Практическая работа «Улетают птицы на юг».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
26. Знакомство со способом «рисование ладошками».
Практическая работа «Птички - ладошки».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
27. Знакомство со способом рисования «Монотипия по- сырому».
Практическая работа «Деревья смотрят в лужи».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
Практический: упражнения, выполнение заданий.
28. Знакомство со способом «рисование на смятой бумаге».
Практическая работа «Мое любимое дерево в разное время года».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
29. Знакомство со способом «рисование ладошками».
Практическая работа «Петушок».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.

 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
30. Знакомство со способом «рисование ладошками и пальчиками».
Практическая работа «Курочка с цыплятами».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
31. Знакомство со способом «рисование штампом (кирпичи)».
Практическая работа «Дом».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
32. Знакомство со способом «рисование манкой».
Практическая работа «Мебель».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
33. Знакомство со способом «рисование мыльными пузырями».
Практическая работа «Снежинка».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
34. Знакомство со способом рисования «монотипия + рисование ватными
палочками».
Практическая работа «Первый снег».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
35. Знакомство со способом рисования «Тычок жёсткой полусухой
кистью + рисование пальчиками».
Практическая работа «Ёлочка пушистая, нарядная».
 Методы обучения:

 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
36. Знакомство со способом рисования «Оттиск поролоном + рисование
пальчиками».
Практическая работа «Ёлочка нарядная».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
37. Знакомство со способом «рисование акварелью и солью».
Практическая работа «Зимняя сказка».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
38. Знакомство со способом рисования в технике «оттиск».
Практическая работа «Зимние забавы».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.

39. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Снежный ком».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
40. Знакомство со способом рисования «печать пробками».
Практическая работа «Укрась шарфик».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
41. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Украсим рукавичку узором».
 Методы обучения:

 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
42. Знакомство со способом «рисование на сырой мятой бумаге».
Практическая работа «Воробушки зимой».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
43. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Зимующие птицы».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
44. Знакомство со способом рисования «Цветной граттаж».
Практическая работа «Машинки на стоянке».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
45. Знакомство со способом «рисование восковыми мелками».
Практическая работа «Машина».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
46. Знакомство со способом рисования «Пластинография».
Практическая работа «Посуда для Федоры».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
47. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Чайный сервиз».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.

 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
48. Знакомство со способом рисования «комбинирование акварели и
восковых мелков».
Практическая работа «Парашютисты».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
49. Знакомство со способом рисования «тампонирование».
Практическая работа «Танк».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
50. Знакомство со способом рисования «печать по трафарету».
Практическая работа «Электроприборы».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
51. Знакомство со способом рисования «набрызг по трафарету».
Практическая работа «Холодильник».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
52. Знакомство со способом «рисование вилкой».
Практическая работа «Цветы для мамы».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
53. Знакомство со способом рисования в технике «Ниткография»».
Практическая работа «Цветы для мамы».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.

 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
54. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Все профессии нужны».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
55. Знакомство со способом рисования «тампонирование по трафарету».
Практическая работа «Кому что нужно?».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
56. Знакомство со способом рисования «Кляксография с трубочкой».
Практическая работа «Весна».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
57. Знакомство со способом «рисование вилкой».
Практическая работа «Одуванчики».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
58. Знакомство со способом «рисование ватными палочками и зубной
пастой».
Практическая работа «Здоровые зубы».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
59. Знакомство со способом «рисование солью».
Практическая работа «Гантели».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.

 Практический: упражнения, выполнение заданий.
60. Знакомство со способом рисования «Пластинография».
Практическая работа «Орудия труда, инструменты».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
61. Знакомство со способом рисования «Кляксография».
Практическая работа «Орудия труда, инструменты».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
62. Знакомство со способом рисования «набрызг».
Практическая работа «Космос».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
63. Знакомство со способом «рисование восковыми мелками».
Практическая работа «Космический корабль».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
64. Знакомство со способом рисования в технике «пуантилизм».
Практическая работа «Золотая рыбка».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
65. Знакомство со способом рисования «комбинирование акварели и
восковых мелков».
Практическая работа «Подводный мир».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.

66. Знакомство со способом рисования «Монотипия».
Практическая работа «Цветущая клумба».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
Практический: упражнения, выполнение заданий.
67. Знакомство со способом «рисование ватными палочками».
Практическая работа «Цветущий сад».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
68. Знакомство со способом рисования «Монотипия».
Практическая работа «Бабочка».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
Практический: упражнения, выполнение заданий.
69. Знакомство со способом «рисование веревочками».
Практическая работа «Труд взрослых. Почта».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
Практический: упражнения, выполнение заданий.
70. Знакомство со способом «рисование манкой».
Практическая работа «Инструменты. Орудия труда».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
Практический: упражнения, выполнение заданий.
71. Знакомство со способом «рисование на сырой мятой бумаге».
Практическая работа «Цветут сады».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
72. Знакомство со способом «рисование по мокрой бумаге».

Практическая работа «На лугу».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
73. Знакомство со способом «рисование тычком».
Практическая работа «Лето».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
74. Знакомство со способом рисования «Кляксография».
Практическая работа «На что похоже?».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
75. Знакомство со способом «комбинированное рисование восковыми
мелками и тычкованием».
Практическая работа «Божьи коровки на лугу».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
76. Знакомство со способом рисования «Кляксография».
Практическая работа «Птичка».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
77. Знакомство со способом «рисование тычком».
Практическая работа «Гнездо с птенцами».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
78. Знакомство со способом «рисование смятой бумагой».
Практическая работа «Облака».

 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
79. Знакомство со способом рисования в технике «пуантилизм».
Практическая работа «Медвежата».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий.
80. Знакомство со способом «рисование на мятой бумаге».
Практическая работа «Лес».
 Методы обучения:
 Словесный: беседа, пояснения, указания.
 Наглядный: рассматривание и показ способов рисования.
 Практический: упражнения, выполнение заданий
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «Цветные ладошки». При
реализации программы используются четыре вида контроля: входящий,
текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на
занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного
года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль
результативности освоения
дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль
осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии
с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления образовательно-воспитательного процесса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
п\п
1
2
1
2
3
4
5
6
7

1

2

3
4

5
6

7
8

9

10

Наименование элементов перечня
Наглядные пособия:
Авторские методические разработки технологических приемов.
Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков.
Дидактические материалы:
Схемы
Презентации
Наглядный материал по техникам рисования
Материал для рисования ( соль, манка, тушь, гуашь, акварельная краска, губки,
кисти, тычки, коктейльные трубочки, салфетки, природный материал)
Методическая литература
Иллюстративный наглядный материал: карточки с картинным материалом, папка
иллюстраций.
Дидактические игры «С какого дерево листок», «На что похоже?», «Угадай и
назови»
Литература:
Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности
(формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019.
– 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе
группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с, 16 л. вкл., переиздание
дораб. и доп.
Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных
образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая
группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 160 с: ил.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.;
«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.;
«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для
воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий ПОД редакцией Р.Г. Казаковой
Творческий Центр
Москва 2005
Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54
Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера,
2008. - 128 с.
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое
общество России, 2005г.

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной
деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной
изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми
3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

11

12
13
14

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия
холдинг, 2004г.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста.
Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

15
16

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1
2
3
4
5
6
7










Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.
мультимедиа проектор
компьютерные презентации
наглядный материал
доска
мольберт
столы
стулья
стулья
Раздаточный материал:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

краски
Ластик
Кисти мягкие круглые «Колонок» № 3
Кисти мягкие круглые «Колонок» № 8
Кисть плоская щетинная № 10
Стаканы для промывания кистей (двойные)
Краски гуашевые «Гамма»
(12 цветов)
Краски акварельные «Медовые»
(12 цветов)
Карандаши цветные
Мелки восковые
(12 цветов)
Фломастеры (12 цветов)
Карандаши простые графитные мягкие.

Кадровое обеспечение программы.

Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование
(соответствующего направления) или прошедший курсовую подготовку
(переподготовку) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным
в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от
31 -марта 2022 года № 678-р;
 Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с
изменениями на 21 марта 2022 года).
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1
сентября 2027 года.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022
№4
«О
внесении
изменений
в
санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.

 Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 года.
Список литературы
1. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной
деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.:
ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,
2008. - 208 с, 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
3. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных
образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 160 с: ил.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
7. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое
пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий ПОД редакцией Р.Г. Казаковой
9. Творческий Центр
10.Москва 2005
11.Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В.
Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г.
Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
12.Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.;
Педагогическое общество России, 2005г.
13.Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
14.Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной
деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
15.Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной
изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.

16.Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
17.Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития:
Академия холдинг, 2004г.
18.Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного
возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

Интернет-ресурсы:
1. Сайт «Я воспитатель»
2. «МААМ,ru»

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы. Задача проведения диагностики - выявление уровня
творческого развития детей. Задания для детей по проверке знаний, умений и
навыков составляет педагог дополнительного образования. Диагностика
состоит из нескольких заданий. Диагностические методы, используемы для
определения уровня развития способностей: наблюдение, создание
экспериментальных ситуаций, тесты.
Для выявления уровня сформированности творческого развития
используются показатели:
1. Степень увлеченности.
2. Умение выполнять работу в разных техниках рисования.
2. Выразительность образа, колористическое решение.
3. Комбинирование знакомых техник в новые сочетания, умение составлять
композицию на основе художественного замысла.

4. Самостоятельность и оригинальность.
Диагностика проводится два раза в год в присутствии членов комиссии.
Педагог заполняет диагностическую карту по результатам проведения.
Входная диагностика практических умений и навыков при работе с красками,
нетрадиционными материалами для рисования.
Тест: Расскажи какие техники рисования ты знаешь?
1. Расскажи, чем можно рисовать?» (ватными палочками, поролоном и т.д.)
2. Какие бывают краски? (гуашь, акварель)
3. Из чего можно сделать штампы для печатания?
4. На чем можно рисовать?
Критерии:
Высокий уровень- отвечает на все вопросы;
Средний уровень- отвечает на большую часть вопросов:
Низкий уровень – отвечает на меньшую часть вопросов.
Текущая диагностика практических умений и навыков нетрадиционного
рисования (тест и практические задания).
Тест «Внимательно послушай и ответь»
1. Расскажи, чем можно рисовать?» (ватными палочками, поролоном и
т.д.)
2. Какие бывают краски? (гуашь, акварель)
3. Из чего можно сделать штампы для печатания?
4. На чем можно рисовать?
5. Как нарисовать в технике «Тычок жесткой полусухой кистью»?
6. Как выполнить работу в технике «печатание ладошкой»?
7. Как получить симметричное изображение? (сложить лист пополам)
8. Расскажи, как сделать отпечаток печатью?
9. Как нарисовать в технике «оттиск скомканной бумагой»?
10.Что означает техника «монотипия»?
11.С помощью каких предметов можно рисовать? (ватные палочки,
мыльные пузыри, соль и т.д.)?
12.Как нарисовать при помощи поролона?
13.Как выполнить работу в технике «граттаж»?
14.Что такое пластилинография? Чем создается изображение в этой
технике?
15.Что значит выполнить работу в технике «набрызг»?

Итоговая диагностика практических умений и навыков нетрадиционного
рисования. Задания для детей по проверке знаний, умений и навыков
составляет педагог дополнительного образования. Диагностика состоит из
нескольких заданий (тест и практические задания).
Высокий уровень: Ребенок в процессе творческой деятельности очень
увлечен, захвачен работой. Не обращается к воспитателю за помощью,
выполняет всю работу сам, находит новые решения. Во время изображения
вносит свои дополнения. Использует сочетания цветов. Работа полностью
доведена до конца.
Средний уровень: Во время творческой работы увлечен, но быстро теряет
интерес. Иногда обращается за помощь к воспитателю, но в основном сам
пытается найти наилучшее решение. Вносит незначительные элементы,
пытается внести свои дополнения. Использует почти всю цветовую гамму.
Работу может не закончить из-за отсутствия заинтересованности.
Низкий уровень: В процессе творческой деятельности не наблюдается
заинтересованности, увлеченности работой. Полностью пытается
скопировать предоставленные воспитателем работы, не использует
дополнения в своих рисунках, не пытается комбинировать знакомые
техники. Не может сам выполнить работу. Не может подобрать цвет сам.
Работа не завершена

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения программы
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Ф.И. ребенка

Умеет
делать
оттиск
печатк
ами из
картоф
еля,
допол
нять
сюжет
рисунк
а
деталя
ми

Умеет
рисовать в
технике
"Тычок
жесткой
полусухой
кистью»,
действовать
в пределах
контура,
дополнят
изображение
деталями

Умеет
рисовать в
технике
«печатания
ладошкой»,
дополнять
изображение
деталями,
аккуратно
выполнять
работу, мыть
руки после
работы

Умеет рисовать в
технике
«симметричные
предметы»,
аккуратно
складывать лист
бумаги для
получения
симметричного
изображения,
,дополнять
изображение
деталями

умеет
печатать
пуговиц
ами
получат
ь чёткий
отпечат
ок

Умеет рисовать в
технике «оттиск
скомканной
бумагой»,
получать чёткое
изображение
предмета,
доводить предмет
до нужного
образа с помощью
кисти

Умеет рисовать
по
представленным
представлению
предметы,
закрашивать
восковыми
мелками,
свечой,
тонировать
альбомный лист
красками

Умеет
рисовать
не
традицио
нным
способом
с
помощью
поролона

Умеет
рисовать на
сыром
листе
бумаги в
технике
«монотипи
я»
подбирать
красивые
цветосочет
ания для
создания
задуманног
о образа

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Ф.И. ребенка

умеет
создав
ать
изобра
жение
с
исполь
зовани
ем
мыльн
ых
пузыре
й

Умеет рисовать в
технике "Тычок
ватными
палочками»,
действовать в
пределах контура,
дополнят
изображение
деталями

Умеет
рисовать
пальцами
«Печатания
пальцами»,
дополнять
изображение
деталями,
аккуратно
выполнять
работу, мыть
руки после
работы

Умеет
рисовать в
технике
«Граттаж»,
,дополнять
изображение
деталями

умеет
печатать
пробкам
и
получат
ь чёткий
отпечат
ок

Умеет рисовать
путем свободного
нанесения пятен
краски, получать
чёткое изображение
предмета из
полученного пятна,
доводить предмет до
нужного образа с
помощью кисти

Умеет
создавать
композиц
ии в
технике
пластилин
ография

умеет
эксперимен
тировать с
материалам
и
необходим
ыми для
работы в
нетрадицио
нных
изобразител
ьных
техниках

Умеет
рисовать
способом
«набрызг»
подбирать
красивые
цветосочет
ания для
создания
задуманног
о образа

ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол
промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Цветные ладошки»
МБДОУ детский сад №10 «Улыбка»
от «____» _________2024 г
Название кружка «Цветные ладошки»
Педагог: Элесханова Сабина Хасановна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие.
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность в
решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных
обучающихся соответствуют уровню программы «Цветные ладошки».

Подпись членов аттестационной комиссии:
Кукиева И.Ю.________________________
Шиманаева Н.Б. ____________________
Подпись педагога:
Элесханова С.Х.___________________

Протокол
входного контроля обучающихся в кружке «Цветные ладошки»
МБДОУ детский сад №»Улыбка»
от «____» _________2024 г
Название кружка «Цветные ладошки»
Педагог: Элесханова Сабина Хасановна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность в
решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных
обучающихся соответствуют входной диагностике.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Кукиева И.Ю.________________________
Шиманаева Н.Б. ____________________
Подпись педагога:
Элесханова С.Х.___________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

аннотация к программе второй младшей группы

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».