Грамотейка24

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотейка» имеет социально-гуманитарную направленность и
разработана для детей 5-6 лет. Программа направлена на осуществление
комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к
усвоению грамоты, слоговому чтению и способствует развитию мотивации
ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего
развития личности ребенка.
Направленность – социально-гуманитарная
Адресат программы дети 5 – 6 лет
Актуальность программы Программа является одним из этапов
подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными
элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр
и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям
сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять
учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также
способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при
её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков,
необходимый для подготовки к школе.
Отличительные особенности заключаются в том, что основное внимание
в ее содержании уделяется именно обучению детей грамоте (развитие
фонематического слуха, овладение звуковым анализом слов, знакомство со
слоговым строением слова, словесным ударением, предложением и т.д.).
В учебном материале созданы специальные проблемные ситуации,
позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом
знании для решения учебных задач по грамоте. Знания не даются в готовом
виде, детям предлагаются задания, которые помогают им самим добывать
новые знания, т.е. на занятии главенствует дух открытия (ничего не
сообщается в готовом виде). Обучение происходит с помощью игровых
технологий и происходит в контексте практической и игровой деятельности,
в процессе решения детьми проблемных задач. Детям созданы условия для
применения поисковых способов ориентировки в заданиях. В ходе
выполнения заданий у ребенка возникает потребность иметь те или иные
знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач.
Новизна программы – новизна данной программы заключается в том, что
в процессе обучения детям предоставлена система увлекательных игр и
упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить
программу и подготовить детей к школе, способствуя:
- формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для
дальнейшего обучения в школе;
- овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение,
обобщение, классификация);

- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять
самоконтроль и самооценку;
- овладению навыками речевого общения;
- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в
том, что дети вовлекаются в учебную деятельность очень схожую с
игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое
влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений направлены на
общее развитие ребенка и представляют собой систему увлекательных игр и
упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям
сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять
учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также
способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при
её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков,
необходимый для подготовки к школе.
Уровень освоения программы - базовый
Цель программы – осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
учить соотносить звук и букву;
-учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
-упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
-учить детей владеть звуковой стороной речи -темпом, интонацией;
-подготовить руку ребенка к письму;
-формировать и развивать фонематический слух;
-знакомить со слоговой структурой слова;
-знакомить с графическим изображением буквы;
-упражнять в печатании букв, слогов;
-формировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией
сложного предложения;
-формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
-расширять словарный запас детей

Развивающие:
развивать слуховое восприятие;
-развивать графические навыки;
-развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
-развивать глазомер, четкую координацию руки
Воспитательные задачи:
воспитывать умение работать;
-воспитывать
нравственные
качества,
а
именно
терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
-воспитывать усидчивость;
-воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Для реализации вышеизложенных задач программа состоит из одного
этапа.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Грамотейка» рассчитана на 1 год обучения и предназначена
для детей не более 16 человек.
Срок реализации программы 1 год - 36 недель, 9 месяцев.
Объем реализуемой программы – 72 часа, 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период проводятся с детьми 8
занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать
5-10 минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих обучающихся.
Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для контрольного
опроса можно применять «карточки – задания», ответы на которые должны
быть краткими и понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет уверенность в
воспитанников на каждом этапе обучения, позволяет ощутить чувство
внутреннего удовлетворения и позволяет добиться определенных
результатов.

Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:
 Интегрированные занятия;
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
 Выставки;
 Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому
блоку предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия,
работа с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.)
основное назначение метода – организация усвоения информации
обучаемым путем сообщения им учебного материала и объяснение его
успешного восприятия.
 Репродуктивный (практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование). Основное назначение опыта – формирование
навыков и умений использования и применения научных знаний. Суть
метода состоит в повторении (многократном) способа деятельности пол
заданию педагога.
 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.
Основное назначение метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой
деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
 Игровой
случаях:

- используется при реализации программы в следующих

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:





Широта и устойчивость интересов;
Общекультурный кругозор;
уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения
сопереживать, принимать и понимать других, степень реализации
индивидуальных возможностей, терпимость и лояльность.
Воспитанности:
 сформированность качеств;
Психологического комфорта:
 степень оптимизма, защищенности, уверенности;
 эмоциональное состояние;
 межличностные отношения;
 социальное благополучие.
Предполагаемы результаты:
Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
- буквы русского алфавита
К концу года дети будут уметь:
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во
фразовой речи;

-различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и
тихие;
-делить слова на слоги;
-дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
-определять и называть первый звук в слове;
-произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
-рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии,
-штриховать несложные предметы;
-выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
-составлять 4-5 предложений по картине;
-отвечать на вопросы рассказа с помощью коротких и длинных
предложений;
-заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки;
Развивающий блок:
К концу года дети будут уметь:
 Быть терпимыми, добрыми, заботиться о ближнем;
Уважительно относиться к русскому языку
Сводный учебный план
№
п\п

Количество часов
Наименование раздела, тема
1-й год
Всего часов

№
п/п
1.
2.

3.

Тема занятий

Вводное занятие, инструктаж по
технике безопасности.
Знакомство с артикуляционным
аппаратом. Звуки речевые и
неречевые
Знакомство с гласными звуками и
буквами - А, О, У, Ы, Э
Знакомство с гласным звуком и буквой
-А
Знакомство с гласным звуком и буквой
-О
Знакомство с гласным звуком и буквой
-У

1
1

12
2
2
2

4.

5.

Знакомство с гласным звуком и буквой
-Ы
Знакомство с гласным звуком и буквой
-Э
Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э закрепление пройденного материала
Знакомство с сонорными
согласными - Л, М, Н, Р
Знакомство с сонорным согласным - Л

2

Знакомство с сонорным согласным - М

3

Знакомство с сонорными согласными Н
Знакомство с сонорными согласными Р
Закрепление: гласные и согласные
звуки и буквы, фонетический разбор
слов и их соотношение со схемой,
чтение слогов и слов.
Знакомство с йотированными
гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
Знакомство с йотированной гласной –
Я
Знакомство с йотированной гласной –Е

3

2
2
14
3

3
2

11
2
2

Знакомство с йотированной гласной –Ё 2
Знакомство с йотированной гласной –
2
Ю
Знакомство с йотированной гласной –И 2

6.

Закрепление: твердые и мягкие
согласные звуки; слова и слоги, чтение
предложений (МАРИНА ЕЛА
МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА
ЛИМОН).
Знакомство с парными согласными
Г и Гь, К и Кь, Д и Дь, Т и Ть, В и Вь,
Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б и Бь, П и
Пь
Знакомство с парными согласными Г и
Гь, К и КЬ
Знакомство с парными согласными Д и
Дь, Т и Ть
Знакомство с парными согласными В и
Вь, Ф и Фь

1

15

3
3
3

7.

8.

Знакомство с парными согласными З и
Зь, С и Сь
Знакомство с парными согласными Б и
Бь, П и Пь
Знакомство с парными согласными Ж и
Ш и их особенностями
Закрепление: твердые и мягкие
согласные звуки; слова и слоги
Знакомство с согласными Ч, Щ, Ж,
Ш и их особенностями
Знакомство с согласным Ч и Щ, Ж, Ш
и их особенностью
Знакомство с одиночными
согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их
особенностями
Знакомство с одиночным согласным Х
и его особенностями
Знакомство с одиночным согласным Ц
и его особенностями
Знакомство с одиночным согласным Й
и его особенностями
Знакомство с Ь и его особенностями

3

Знакомство с Ъ – и его особенностями

2

Всего часов:

72

Летн
ий
пери
од
1.
Повторение и закрепление
пройденного материала.

3
3
2
8
8
10

2
2
2
2

8

Всего часов летний период

8

Всего часов:

80

Учебный план
№
п/п

Тема занятий

Всего
часов

Всего часов
теорит практ
и
и

Формы
контроля
и

1.

Вводное занятие,
инструктаж по технике
безопасности.

1

ческих чески
х
1

2.

Знакомство с
артикуляционным
аппаратом. Звуки
речевые и неречевые

1

1

3.

Знакомство с гласными
12
звуками и буквами - А, О,
У, Ы, Э

12

Знакомство с гласным
звуком и буквой - А

2

2

Знакомство с гласным
звуком и буквой - О

2

2

Знакомство с гласным
звуком и буквой - У

2

2

Знакомство с гласным
звуком и буквой - Ы

2

2

аттестаци
и
Игра,
практическ
ое
задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,

4.

Знакомство с гласным
звуком и буквой - Э

2

2

Гласные звуки и буквы: А,
У, О, Ы, Э - закрепление
пройденного материала

2

2

Знакомство с сонорными
согласными - Л, М, Н, Р

14

14

Знакомство с сонорным
согласным - Л

3

3

Знакомство с сонорным
согласным - М

3

3

Знакомство с сонорными
согласными - Н

3

3

наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,

5.

Знакомство с сонорными
согласными - Р

3

3

Закрепление: гласные и
согласные звуки и буквы,
фонетический разбор слов
и их соотношение со
схемой, чтение слогов и
слов.

2

2

Знакомство с
11
йотированными
гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

11

Знакомство с
йотированной гласной – Я

2

2

Знакомство с
йотированной гласной –Е

2

2

Знакомство с
йотированной гласной –Ё

2

2

практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание

6.

Знакомство с
йотированной гласной –Ю

2

2

Знакомство с
йотированной гласной –И

2

2

Закрепление: твердые и
мягкие согласные звуки;
слова и слоги, чтение
предложений (МАРИНА
ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА
УРОНИЛА ЛИМОН).

1

1

Знакомство с парными
15
согласными Г и Гь, К и
Кь, Д и Дь, Т и Ть, В и Вь,
Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б
и Бь, П и Пь

15

Знакомство с парными
согласными Г и Гь, К и КЬ

3

3

Знакомство с парными
3
согласными Д и Дь, Т и Ть

3

Знакомство с парными
3
согласными В и Вь, Ф и Фь

3

Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,

7.

Знакомство с парными
согласными З и Зь, С и Сь

3

3

Знакомство с парными
согласными Б и Бь, П и Пь

3

3

Знакомство с парными
согласными Ж и Ш и их
особенностями

3

3

Закрепление: твердые и
мягкие согласные звуки;
слова и слоги

2

2

Знакомство с согласными 8
Ч, Щ, Ж, Ш и их
особенностями

8

Знакомство с согласным Ч
и Щ, Ж, Ш и их
особенностью

8

8

наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,

8.

Знакомство с
одиночными
согласными: Х, Ц, Й, Ь и
Ъ – и их особенностями

10

10

Знакомство с одиночным
согласным Х и его
особенностями

2

2

Знакомство с одиночным
согласным Ц и его
особенностями

2

2

Знакомство с одиночным
согласным Й и его
особенностями

2

2

практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,
игры
,
наблюдени
я,
практическ
ое задание
Беседа,

Знакомство с Ь и его
особенностями

2

2

практическ
ое задание
Беседа,

2

практическ
ое задание
Беседа,

Знакомство с Ъ – и его
особенностями

2

практическ
ое задание
Всего часов:
72
Летний период
1.
Повторение и
8
закрепление пройденного
материала.
Всего часов летний
период
Всего часов:

72
8

8

8

80

80

Практичес
кое
задание
игры

Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие.
Задачи кружка «Грамотейка».
Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материал для работы.
Правила техники безопасности при работе с мелкими предметами
(развитие мелкой моторики рук).
1.






10. Показ открытых занятий для родителей и педагогов.
В конце каждого квартала проводятся открытые занятия для родителей,
педагогов ДОУ.
Методическое обеспечение программы
I год обучения
1. Раздел «Вводное занятие».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ педагога, пояснения, инструктаж по технике
безопасности.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
2. Раздел «Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
3. Раздел «Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
1. Раздел «Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И».
 Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.

2. Раздел «Знакомство с парными согласными Г и Гь, К и Кь, Д и Дь,
Т и Ть, В и Вь, Ф и Фь, З и Зь, С и Сь, Б и Бь, П и Пь».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
3. Раздел «Знакомство с согласными Ч, Щ и их особенностями»
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
4. Раздел «Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и
их особенностями».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
5. Раздел «Повторение и закрепление пройденного материала».
Методы обучения:
Словесный: беседа, пояснение.
Наглядный: иллюстрации, пособия по грамоте.
Практический: выполнение несложных заданий.
Оценочные материалы
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
1. Входящий контроль (1 раз в год).
2. Текущий контроль (ежемесячно)
3. Промежуточный контроль (декабрь – май)
4. Итоговый контроль (апрель-май).
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:
1.Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога
эмоциональную или этическую окраску.
2.Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная
информация.
3.Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка
обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или
на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих
наблюдений воспитатель фиксирует.

Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми
навыками обучения грамоте.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется
на занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и
учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания
освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый
контроль осуществляется в апреле-мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии
с дополнительной
общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть:
анкетирование, тестирование, беседа, опрос и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является
важнейшим средством управления образовательно-воспитательного
процесса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7

1

Наименование элементов перечня
Методическое обеспечение:
Набор нормативно-правовых актов
Наличие утвержденной программы
Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы,
карточки, кассы букв и т.д.
Методические разработки
Подборка информационной и справочной литературы
Подбор дидактических игр
Диагностический инструментарий
Наглядные пособия:
иллюстративный наглядный материал: карточки с картинным
материалом, папка иллюстраций «артикуляционная гимнастика»,
модели, азбука, различного формата буквы, игровизоры, и т. д.

2
3
4

методическая литература, методические разработки
дидактические игры
таблицы и схемы
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1
2
3
4
1

Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.
Группа (соответствующая санитарно-гигиеническим нормам)
Учебное оборудование (комплект мебели)
Материалы (кассы букв, игровизоры, карточки и т.д.)
Наглядные пособия по грамоте.
Организационное обеспечение:
Необходимый контингент детей, который будет обучаться
основам грамоты в кружке

2

Соответствующее требованиям расписание

3

Взаимодействие с родителями
Раздаточный материал:
карточки с картинным материалом, азбука, различного формата
буквы, игровизоры, дидактические игры.
раздаточный материал: кассы букв, звуковые пеналы, звуковые
линейки, схемы
Карточки с заданиями.
дидактические карточки «Определи место звука в слове», «Найди
слова с этим звуком»
наглядный материал к изучению звуков и букв
тетради для развития каллиграфических навыков

1
2
3
4
5
6

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование
(соответствующего направления) или прошедший курсовую подготовку или
переподготовку и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от
31 -марта 2022 года № 678-р;
 Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с
изменениями на 21 марта 2022 года).
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1
сентября 2027 года.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022
№4
«О
внесении
изменений
в
санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.

 Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273
ФЗ от 29.12.2012 года.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г.
Москва).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629).
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242).
5. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 317214 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы).
6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №10 «Улыбка» г. Моздока Республики
Северная Осетия - Алания и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной
направленности и спецификой работы учреждения.
7. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М.,
Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
8. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
9. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/
произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

Сборник

литературных

10.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М.
Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

Для детей:
1. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./
М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
2. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к
книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010
г.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт …………..
2. «МААМ,ru»

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы — подобранный иллюстративный материал

(игровизоры, карточки с заданиями, кассы букв и т.д.), позволяющий
определить достижение учащимися планируемых результатов.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
1. Входящий контроль (1 раз в год в начале учебного года).
2. Текущий контроль (ежемесячно)
3. Промежуточный контроль (декабрь – май)
4. Итоговый контроль (апрель-май).
По результату проведения диагностики педагог дополнительного образования
заполняет диагностическую карту (сводную таблицу данных), которая
отражает динамику роста овладения детьми навыками обучения грамоте.
Формы контроля: анкетирование, тестирование, беседа, опрос.
Входная диагностика знаний и умений детей.
Тест: «Расскажи, что ты знаешь о звуке и букве?»
Что такое буква?
Расскажи, что такое звук?
Чем отличаются звуки и буквы?
Какие звуки ты знаешь? (гласные, согласные)
На какие звуки делятся согласные звуки? (глухие и звонкие, твердые и
мягкие).
Оценить работу.
Критерии:
Высокий уровень- отвечает на все вопросы;
Средний уровень- отвечает на два вопроса:
Низкий уровень – отвечает на один вопрос.
Текущая диагностика знаний, умений и навыков детей.
Тест «Расскажи, что ты знаешь?»
Что такое буква, звук, слово?
Определи есть ли такой звук в слове?
Чем отличаются звуки и буквы?
Какие звуки ты знаешь? (гласные, согласные) Как они обозначаются?
На какие звуки делятся согласные звуки? (глухие и звонкие, твердые и
мягкие) Как они обозначаются?
Назови все звуки в слове..?
Раздели на слоги слова (дом, ком, кошка, мама, машина, капуста)?
Определи на какой слог падает ударение (папа, каша, машина, дорога)?
Составь слово из двух (трех) слогов?
Составь слово со звуком… в начале, середине, конце слова?
Составь предложение?
Составь схему предложения?
Подбери слово, противоположное по значению (антонимы)?
Подбери слово, одинаковые по значению, но разные по звучанию
(синонимы)?
Составь сложное предложение?
Прочитай слог (слово, предложение).

Критерии
Высокий уровень (3 балла) – отвечает на все вопросы, выполняет все
задания.
Средний уровень (2 балла) – отвечает на большую часть вопросов, выполняет
большую часть заданий
Низкий уровень (1 балл) – отвечает на меньшую часть вопросов, выполняет
меньшую часть заданий.
Итоговая диагностика знаний, умений и навыков детей по
вышеперечисленным критериям.

Приложение №1
Мониторинг
результатов усвоения детьми программного материала кружка «Грамотейка»
№
п/п

Фамилия, имя
ребенка

1

Абдулвахабов
Хамзат
Альмурзаева
Наиля
Ашракаев
Абакар
Тебиева
Хадижа
Тебиев
Равиль
Тищенко
Ваня
Хажумврова
Зулейхза
Хахутова
Тамара
Шамота
Астан
Шаповалов
Тимур
Висаитиов
Аманулла

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Различ
ает
звук,
слог,
слово

Умеет
называть
слова с
заданны
м звуком

Определ
яет
последо
вательно
сть
звуков в
слове

Умение
различать
гласные и
согласные
звуки,
обозначат
ь их на
схеме.

Умение
различать
согласные
звуки:
твёрдые и
мягкие.

Умение
различать
согласные
звуки:
глухие и
звонкие.

Умен
ие
делит
ь
слова
на
слоги
.

Прави
льно
опреде
ляет
ударны
й слог
в слове

Умение
составля
ть слова
из 2-х, 3х слогов
и
отдельн
ых букв.

Правил
ьно
состав
ляет
предло
жение

Умеет
схемат
ически
изобра
зить
предло
жение

Употре
бляет в
речи
синони
мы,
антони
мы

Испо
льзуе
тв
речи
слож
ные
предл
ожен
ия

Чита
ет
слог
и,
слова
,
пред
ложе
ния

Общ
ее
коли
чест
во
балл
ов

Оценка дается по трехбальной системе Уровень развития
Низкий уровень– 1 балл – компоненты не сформированы;
средний уровень - 2 балла – компоненты недостаточно сформированы;
высокий уровень– 3 балла – все компоненты сформированы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протокол
промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Грамотейка»
МБДОУ детский сад №10 «Улыбка»
от «____» _________202…. г
Название кружка «Грамотейка»
Педагог: Котлярова Таисия Александровна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
воспитанников.
2. Формы проведения аттестационных занятий: тестовые, творческие.
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность
в решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных
обучающихся соответствуют уровню программы.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Кукиева И.Ю.________________________
Шиманаева Н.Б. ____________________
Подпись педагога
Котлярова Т.А.___________________

Протокол
входного контроля обучающихся в кружке «Грамотейка»
МБДОУ детский сад №10 «Улыбка»
от «____» _________202 г
Название кружка «Грамотейка»
Педагог: Котлярова Таисия Александровна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков
обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: тестовые.
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность
в решении
творческих задач

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных
обучающихся соответствуют входной диагностике.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Кукиева И.Ю.________________________
Шиманаева Н.Б. ____________________
Подпись педагога
Котлярова Т.А.___________________


Наверх

аннотация к программе второй младшей группы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».