Рабочая физкультура средняя

СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел
программы

Целевой

Содержательный

Содержание разделов

Страни
цы

1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

3

1.2. Планируемые результаты (возможные
достижения) освоения Программы

4

1.3. Развивающее оценивание качества
образовательной
деятельности
по
Программе
2.1.
Описание
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлением
развития
ребенка,
представленным в образовательной области
«Физическое
развитие»
(Физическая
культура)
2.2. Описание вариативных форм, способов,
методов и средств реализации программы

2.3.
Взаимодействие
с
семьями
воспитанников
3.1.
Описание
обеспеченности
Организационный методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Дополнительный Приложения

2

4

6

24
26
27
29

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования
с учетом парциальной программы «Старт» под редакцией
Л.В.Яковлевой, Р.А. Юдиной.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные
документы:
 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»;
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г.
№ 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
 Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
3

образовательным
программам
дошкольного
образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года
№ 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);
 Санитарные правила СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
 Санитарные правила и нормы СанПиН СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.02.2021 №2;
 Государственная программа Республики Северная Осетия – Алания
на 2020-2024 годы;
 Устав МБДОУ детский сад №10 «Улыбка».
Срок реализации Программы – 1 год (2023 - 2024 учебный год)
Содержание Программы вариативно и может быть изменено
инструктором по физической культуре.
1.1.1. Цель Программы:
Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей.
1.1.2. Задачи:
 Охрана и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников, формирование у них основ двигательной и
гигиенической культуры, представлений о здоровом образе жизни;
 Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,
любви к окружающей природе, семье;
 Развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности,
поведении, поступках;
 Содействие развитию познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию
умственных способностей и речи;
 Стимулирование воображения воспитанников;
 Обеспечение полноценного художественно-эстетического развития
детей, формирование основ их общей культуры;
4

 Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного
развития детей, оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) по вопросам воспитания,
обучения и развития воспитанников.
1.2. Планируемые результаты (возможные достижения) освоения
Программы
Физическая культура.
Умеет держать правильную осанку. Развиты двигательные умения и навыки,
умеет творчески использовать их в самостоятельной деятельности.
Умеет ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Умеет бегать
легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
Умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Умеет
перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
Умеет энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух
ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.
Умеет прыгать в длину и высоту с места сочетая отталкивание со взмахом рук,
при приземлении сохранять равновесие. Умеет прыгать через короткую
скакалку.
Умеет принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч
о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая
к груди).
Умеет ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты,
подниматься в горку.
Умеет выполнять построения, соблюдать дистанцию во время передвижения.
Умеет выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относится к
выполнению правил игры.
Во всех форах организации у детей развита организованность,
самостоятельность, инициативность,
умеет поддерживать дружеские
взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные игры.
Ребенок активно участвует в играх с мячами, скакалками, обручами.
Умеет детей играть в игры, в ходе которых развиваются быстрота, сила,
ловкость, пространственная ориентировка.
Проявляет самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
Умеет передавать простейшие действия персонажей.
Стремятся выполнять действия по сигналу.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе
Периодичность
проведения
педагогической
диагностики
(мониторинга) 2 раза в год (сентябрь, апрель).
Методы педагогической диагностики:
1.2.

5

 наблюдение,
 диагностическое задание,
 диагностическая игровая ситуация,
Результаты педагогической диагностики оформляются в «Карту
индивидуального развития ребенка».

6

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Неделя

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка, представленным в
образовательной области «Физическое развитие» (Физическая культура)

I

II

Задачи

Вводная часть

Основная часть
ОРУ

4 минуты
Упражнять детей в ходьбе и
беге колонной по одному;
упражнять в сохранении
устойчивого равновесия на
уменьшенной площади
опоры; упражнять в
энергичном отталкивании
двумя ногами от пола
(земли) и мягком
приземлении в прыжках и
метании в даль.
Упражнять детей в ходьбе и
беге колонной по одному;
упражнять в метании вдаль
правой и левой рукой;
упражнять в подбрасывании
мяча вверх двумя руками и
статическом равновесии.

Построение в
шеренгу,
проверка
равнения
(обычно
используется
какой-либо
ориентир шнуры,
квадраты и т.
д.); ходьба и
бег в колонне
по одному
Построение в
шеренгу,
проверка
равнения
ходьба и бег в
колонне по
одному.

Основные движения
13 минут
СЕНТЯБРЬ
без
1.Бег на 30 м, с высокого старта.
предме 2.Прыжки в длину с места (3 раза)
тов

П/И

Заключительн
ая часть
3 минуты

«Найди себе
пару

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

«Самолеты»

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

1.Метание мешочка в даль правой и левой рукой (по 3
раза).
2.Игровое упражнение «Аист» -равновесие.

без
1.Метание набивного мяча, вес 1 кг (3 раза)
предме 2. Игровое упражнение «Кто глубже наклонится» тов
гибкость.
1.Подбрасывание и ловля мяча вверх.
2. Ходьба и бег между двумя линиями.

7

III Упражнять детей в ходьбе и
беге колонной по одному;
останавливаться по сигналу
воспитателя во время
ходьбы; упражнять в
энергичном отталкивании от
пола и приземлении на
полусогнутые ноги при
подпрыгивании вверх;
упражнять в прокатывании
мяча.

IV

Упражнять в ходьбе и беге в
колонне по одному и
врассыпную; закреплять
умение группироваться при
лазанье под шнур; упражнять
в подбрасывании мяча.

Построение в
шеренгу,
проверка
равнения;
ходьба в
колонне по
одному, с
остановкой на
сигнал « стоп»,
«зайки»-прыж
ки на месте.
Ходьба и бег в
чередовании.

с
мячом

Ходьба в
колонне по
одному, между
двумя линиями
Ходьба и бег
врассыпную, с
высоким
подниманием
колен,
перестроение в
три звена.

с
малым
обруче
м

1.Прокатывание мяча друг другу двумя руками
(исходное положение—стойка на коленях).
Расстояние между шеренгами 2 м.
2. Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.

«Огуречик,
огуречик…»

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

«У медведя
во бору»

«Карлики и
великаны»

Подпрыгивание на 2-х ногах «Достань до
предмета».(4-5 прыжков).
1.Подбрасывание мяча вверх и ловля 2-мя руками
2. Прокатывание мячей друг другу (изменить способ
выполнения и исходное положение ног). По 10—15
раз каждой группой.
3. Ползание на четвереньках по гимнастической
скамейке
1.Ходьба по доске, лежащей на полу, перешагивая
через кубики.
2. Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.

Дыхательные
упражнения
1. 2. Лазанье под дугу.
3. Прыжки на 2-х ногах между кеглями.

8

Неделя

I

II

Задачи

Вводная часть

Основная часть
ОРУ

4 минуты
Упражнять в ходьбе с
остановкой на сигнал;
закреплять умение
группироваться при лазанье
под шнур; упражнять в
сохранении устойчивого
равновесия при ходьбе на
носках по уменьшенной
площади опоры.

Ходьба в
колонне по
одному; на
сигнал
«воробушки»остановиться
сказать «чикчирик» и
продолжить
ходьбу; бег
врассыпную;
бег в
чередовании с
ходьбой

с
кубика
ми

Учить детей сохранять
устойчивое равновесие при
ходьбе на повышенной
опоре; упражнять в
энергичном отталкивании от
пола и мягком приземлении

Ходьба в
колонне по
одному; с
перешагивание
м через шнуры
(р-40 см); бег с

листоч
ками

Основные движения
13 минут
ОКТЯБРЬ
1. Лазанье под шнур, не касаясь руками пола, в
группировке (8-10 раз).
2. Ходьба на носках по доске, лежащей на полу

П/И

Заключитель
ная часть
3 минуты

«Цветные
Ходьба в
автомобили» колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

1. Равновесие: ходьба по доске, лежащей на полу, с
перешагиванием через
2. Лазанье под шнур (дугу) с опорой на ладони и
колени.
3. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед
(дистанция 3 м) до обозначенного места (кубик, мяч).
1. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке.
Руки на поясе, на середине скамейки присесть, руки в
стороны, встать, пройти до конца скамейки и сойти,
не спрыгивая
2. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед до
предмета
9

«У медведя
во бору»

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

на полусогнутые ноги в
прыжках с продвижением
вперед.

перешагивание
м через шнуры
(р-60 см)повторить 2-3 р
3. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке
с мешочком на голове, руки на поясе
4. Прыжки на двух ногах до косички, перепрыгнуть
через нее, а затем пройти в конец своей колонны.

III Упражнять в навыке
находить свое место в
шеренге после ходьбы и
бега; упражнять в
приземлении на
полусогнутые ноги в
прыжках из обруча в обруч.
Закреплять умение
прокатывать мяч друг другу,
развивать точность
направления движения.
IV

Упражнять в ходьбе и беге в
колонне по одному,
развивать глазомер и
ритмичность при
перешагивании через бруски;

Построение в
шеренгу.
Ходьба и бег
врассыпную по
всему залу; по
команде «по
местам»быстрое
построение в
шеренгу. Бег
змейкой между
предметами.
Построение в
шеренгу.
Ходьба в
колонне по

без
1.Прыжки — перепрыгивание из обруча в обруч на
предме двух ногах (2—3 раза).
та
2. Прокатывание мячей друг другу (10-12 раз).

«Перелет
птиц»

1. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч (обручи
лежат на расстоянии 0,25 м один от другого)
4. Прокатывание мяча между 4—5 предметами
(кубики или набивные мячи), поставленными в один
ряд на расстоянии 1 м один от другого.

с
мячом

1. Прокатывание мяча в прямом направлении (3
раза).
2. Лазанье под шнур, не касаясь руками пола (3-4
раза).шнур на высоте 50 см от

10

Ходьба в
колонну по
одному с
движением
рук.
Дыхательные
упражнения

«Лиса и
куры»

«Найди
цыпленка»

Дыхательные
упражнения

Неделя

V

упражнять в прокатывании
мяча в прямом направлении;
упражнять в лазанье под
шнур (дугу) не касаясь
руками пола.

одному; ходьба
с перешагиванием через
бруски по
переменно (р- 2
шага). Ходьба
и бег
врассыпную.

Упражнять в ходьбе и беге
между предметами; в
прыжках на двух ногах;
закреплять умение
удерживать устойчивое
равновесие при ходьбе на
повышенной опоре.
Закрепить умение
подбрасывать и ловить мяч.

Ходьба и бег в
колонне по
одному .
Ходьба и бег
между
предметами (23 р). Ходьба
приставным
шагом в
сторону.

Задачи

1. Лазанье под дугу (4-5 дуг) двумя колоннами
поточным способом (3-4 раза).
2. Прыжки на двух ногах через 4-5 линий (3-4 раза).
3. Подбрасывание мяча двумя руками (мячи лежат в
2—3 обручах большого диаметра).

с
кубика
ми

1. Равновесие—ходьба по гимнастической скамейке,
перешагивая через кубики, поставленные на
расстоянии двух шагов ребенка (2-3 раза).
2. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед между
кубиками, поставленными в ряд на расстоянии 0,5 м
(2-3 раза).
1. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке
с мешочком на голове, руки в стороны (3—4 раза).
2. Прыжки на двух ногах через 5-6 линий (шнуров).
Общая дистанция 3 м (3-4 раза).
3. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками
(диаметр мяча 20-25 см)

Вводная часть

«Волк и
зайцы»

Дыхательные
упражнения

Основная часть
ОРУ

Основные движения
13 минут

4 минуты
НОЯБРЬ

11

Ходьба в
колонне по
одному за
ведущим,
впереди звено
победившее в
игре.

П/И

Заключитель
ная часть
3 минуты

I

Упражнять в ходьбе и беге по

кругу, ходьбе и беге на
носках; упражнять в навыке
приземляться на
полусогнутые ноги в
прыжках; упражнять в
прокатывании мяча.

II

Упражнять в ходьбе и беге с

изменением направления
движения; упражнять в
бросках мяча о землю и
ловле его двумя руками;
закрепить ползание на
четвереньках.

III

Упражнять в действиях по
заданию педагога в ходьбе и
беге; упражнять в ползании
на животе с правильным
хватом рук за края скамейки;
повторить упражнение на

Ходьба и бег в
колонне по
одному
взявшись за
руки. Ходьба и
бег
врассыпную, на
носках в
чередовании с
обычной
ходьбой.
Ходьба и бег в
колонне по
одному с
изменением
направления
движения;
ходьба высоко
поднимая
колени, руки на
поясе. Обычная
ходьба, бег
врассыпную.
Построение в
шеренгу.
Ходьба и бег в
колонне по
одному; ходьба
и бег

без
предме 1. Прыжки на двух ногах через 5—6 линий (шнуров
тов
2. Прокатывание мячей друг другу

«У медведя
во бору»

Игра малой
подвижности
по выбору
детей.
Дыхательные
упражнения

«Лиса и
куры»

Игра малой
подвижности
«Где
спряталась
лиса?».

1. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед между
предметами (кубики, набивные мячи, кегли).
Дистанция 3 м.
2. Перебрасывание мяча друг другу (стоя в шеренгах
на расстоянии 1,5 м одна от другой) двумя руками
снизу.
с
мячом

1. Броски мяча о землю и ловля его двумя руками
(10—12 раз). Дети располагаются произвольно по
всему залу.
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и колени (2-3 раза)

1. Броски мяча о пол одной рукой и ловля его двумя
руками после отскока (10—12 раз).
2. Ползание в шеренгах в прямом направлении с
опорой на ладони и ступни — «как медвежата».
Дистанция 3 м (повторить 2 раза).
3. Прыжки на двух ногах между предметами (д-3 м).
(2-3 раза)
с
1. Ползание по гимнастической скамейке на животе
флажка (рис. 6), подтягиваясь двумя руками, хват рук с боков
ми
скамейки (2—3 раза).
2. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке
боком приставным шагом, руки на поясе (2-3 раза)

12

Дыхательные
упражнения

«Цветные
автомобили»

Ходьба в
колонну по
одному с

сохранение
равновесия.

Неделя

IV

I

устойчивого врассыпную –
по сигналу
остановиться и
принять какуюлибо позу (2-3
раза).

Развивать внимание при
выполнении заданий в
ходьбе и беге; упражнять в
ходьбе по уменьшенной
площади опоры (шнуру)
сохраняя устойчивое
равновесие; закрепить
умение легко прыгать через
препятствие со взмахом рук;
упражнять в прокатывании
мяча.

Ходьба и бег в
колонне по
одному
выполняя
повороты на
углах; ходьба и
бег
врассыпную,
по сигналу
найти свое
место в
колонне; бег
«змейкой».

Задачи

Вводная часть

1. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке
боком приставным шагом: на середине скамейки
присесть, руки вынести вперед (2-3 раза)
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и колени (2-3 раза).
3. Прыжки на двух ногах до кубика (р-3 м) (2-3 раза)
с
косичк
ами

«Кот и
мыши»

с
мячом

Основные движения
13 минут
ДЕКАБРЬ
1. Прыжки со скамейки (в- 20 см) (6-8 раз).
2. Прокатывание мячей между предметами.

13

Ходьба в
колонне за
«котом», как
«мыши»,
черед.с
обычной
ходьбой
Дыхательные
упражнения

Основная часть

4 минуты
Построение в
шеренгу.
Расчет на
«белочек» и
«зайчиков»,
перестроение в

Дыхательные
упражнения

1. Равновесие — ходьба по шнуру, положенному по
кругу
2. Прыжки на двух ногах через 5—6 брусков (в- 10
см), положенных на расстоянии 40 см один от другого
(2 раза).
3. Прокатывание мяча между 4-5 предметами

ОРУ

Упражнять детей в
перестроении в пары на
месте; в прыжках с
приземлением на
полусогнутые ноги;
закрепить умение

1. Равновесие — ходьба по шнуру, положенному
прямо, приставляя пятку одной ноги к носку другой,
руки на поясе. Длина шнура 2 м. Повторить 2 раза.
2. Прыжки через 4—5 брусков, помогая себе взмахом
рук. Высота бруска 6 см.

движением
рук.

П/И

Заключитель
ная часть
3 минуты

«Воробушки Ходьба в
и
колонне по
автомобиль» одному.
Дыхательные
упражнения

прокатывать мяч между
предметами, развивая
глазомер и ловкость.

пары; ходьба
по залу парами,
в колонне по
одному; бег в
рассыпную.

Упражнять детей в ходьбе
колонной по одному;
упражнять в перебрасывании
мяча друг другу, развивать
ловкость и глазомер;
закрепить ползание на
четвереньках в прямом
направлении.

Ходьба в
колонне по
одному; ходьба
и бег
врассыпную,
по сигналу
остановиться и
принять какуюлибо позу.

без
1. Перебрасывание мячей друг другу 2-я руками
предме снизу (р- 1,5 м).
тов
2. Ползание на четвереньках по гимнастической
скамейке с опорой на ладони и колени, спрыгнуть со
скамейки

III Упражнять в выполнении
действий по заданию
воспитателя в ходьбе и беге,
перестроении в пары;
упражнять в ползании на
животе, с правильным
хватом рук за края скамейки;
повторить упражнение в
равновесии; закрепить
прыжки на 2-х ногах.

Построение в
шеренгу; повороты направо,
налево; ходьба
в колонне по
одному, по сигналу парами, в
колонну по
одному; ходьба
на наружных

с
обруче
м

II

1. Прыжки со скамейки (в- 25 см) (6-8 раз).
2. Прокатывание мячей между предметами
3. Бег по дорожке (ш-20 см).
«Зайцы и
волк»

Дыхательные
упражнения

1. Перебрасывание мячей друг другу 2-я руками из-за
головы, ноги на ш.п. (р- 2 м).
2. Ползание в прямом направлении на четвереньках с
опорой на ладони и стопы – «по-медвежьи»(д-3-4 м)
(2 раза).
3. Ходьба с перешагиванием через набивные мячи (45 мячей), руки на поясе (р- 2-3 шага).
1. Ползание по гимнастической скамье на животе,
хват рук с боков скамейки (2-3-раза).
2. Ходьба по скамейке боком приставным шагом,
руки за головой (2-3-раза).
1. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и колени (2-3 раза).
2. Ходьба по гимнастической скамейке, руки в
стороны, на середине присесть, хлопнуть в ладоши и
пройти дальше.(2-3-раза).
3. Прыжки на 2-х ногах до лежащего на полу обруча,
14

Игра малой
подвижности
«Где
спрятался
зайка».

«Птички и
кошка»

Игра малой
подвижности
«Отгадай, чей
голосДыхатель
ные
упражненияок?
»

сторонах стоп;
бег врассыпн.

Упражнять в выполнении
действий по заданию
воспитателя в ходьбе и беге;
развивать устойчивое
равновесие при ходьбе по
уменьшенной площади
опоры; упражнять в прыжках
и перебрасывании мяча.

Ходьба в
колонне по
одному; ходьба
с высоким
подниманием
колена; четкие
повороты на
углах; ходьба
на носках; бег
парами.

Задачи

Вводная часть

Недел
я

IV

прыжок в обруч и из обруча (дис-3 м).(2-3-раза).

без
1. Ходьба по гимнастической скамейке, на середине
предме сделать поворот кругом (2-3-раза).
тов
2. Перепрыгивание через кубики на двух ногах (2-3раза).

«Найди себе
пару»

3. Ходьба с перешагиванием через рейки лестницы
(выс. 25 см от пола) (2-3-раза).
4. Перебрасывание мяча друг другу стоя в шеренгах
снизу (10-12 раз)
5. Спрыгивание с гимнастической скамейки (в- 25
см)(2-3-раза).

Основная часть
ОРУ

Основные движения
13 минут

4 минуты

П/И

Упражнять детей в ходьбе и
беге между предметами на

Ходьба в
колонне по

1. Равновесие - ходьба по канату: пятки на канате,
носки на полу, руки на поясе (2-2,5 м) (3-4 раза)
15

Заключитель
ная часть
3 минуты

ЯНВАРЬ
I
II

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

«Кролики»

задевая их; упражнять в
ходьбе по канату, формируя
устойчивое равновесие в
ходьбе по уменьшенной
площади опоры; повторить
упражнения в прыжках.
Упражнять в подбрасывании
мяча вверх и ловля его двумя
руками
III Упражнять детей в ходьбе со
сменой ведущего; упражнять
в спрыгивании с высоты,
легко приземляться;
закрепить умение
перебрасывать мяч друг
другу; закрепить умение
ползать по гимнастической
скамейке на животе.

одному; ходьба
и бег между
предметами;
прыжки с
продвижением
вперед;
ходьба в
колонне по
одному.
Ходьба в
колонне по
одному со
сменой
ведущего;
ходьба на
пятках; бег
врассыпную

Повторить ходьбу и бег
между предметами, не
задевая их; упражнять в
отбивании мяча об пол одной
рукой, закрепить ползание по
гимнастической скамейке.
Закрепить прыжки на 2-х
ногах с продвижением
вперед и подлезание под
шнур

Ходьба в
колонне по
одному; ходьба
«змейкой»
между
предметами;
ходьба с
перешагивание
м через шнуры
(р-30 см)
попеременно
правой и левой
ногой; ходьба и

IV

с
обруче
м

2. Прыжки на 2-х ногах вдоль шнура, перепрыгивая
через него слева, и справа (2-3 раза).
1. Ходьба по канату: носки на канате, пятки на полу,
руки за головой (2-2,5 м) (3-4-раза).
2. Прыжки на 2-х ногах вдоль шнура, перепрыгивая
через него слева, и справа. (2-3-раза).
3. Подбрасывание мяча вверх и ловля его 2-я руками,
произвольно.

с
мячом

Ходьба по
ребристой
доске.
Дыхательные
упражнения

1. Прыжки с гимнастической скамейки (в- 25 см) (2-3- «Найди себе Ходьба в
раза).
колонне по
пару»
2. Перебрасывание мячей друг другу 2-я руками
одному.
снизу (р- 2 м)
Дыхательные
упражнения
1. Прыжки с куба (в – 30 см) (2-3-раза).
2. Ползание по гимнастической скамейке на животе,
подтягиваясь 2-я руками, хват с боков (2-3-раза).
3. Ходьба на носках между предметами,
поставленными в один ряд ( на р- 40 см), дис – 3 м (23-раза).
без
1. Обивание мяча о пол одной рукой (до 5 раз) раз
Игра малой
«Цветные
предме подряд и ловля 2-я руками.
автомобили» подвижности
«Найди
тов
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
флажок?».
ладони и ступни «по-медвежьи» (2-3-раза).
Дыхательные
.
упражнения
1. Обивание мяча о пол одной рукой (до 12 раз)
подряд и ловля 2-я руками.
2. Прыжки на 2-х ногах справа, слева от каната,
продвигаясь вперед (дис- 3 м) (2-3-раза).
3. Лазанье под шнур, не касаясь руками пола (в- 40
см) прямо и боком (2-3-раза).

16

Неделя

бег
врассыпную.

I

II

Задачи

Вводная часть

Основная часть
ОРУ

Основные движения

4 минуты
Упражнять детей в ходьбе и
беге между предметами, с
перешагиванием через
предметы, в равновесии;
повторить задание в
прыжках, в прыжках через
шнур; закрепить
перебрасывание мяча друг
другу.

Ходьба в
колонне по
одному, ходьба
и бег между
расставленным
и в одну линию
предметами, 56 штук (р-2
шага); ходьба и
бег
врассыпную.
Построение в
три колонны

Упражнять детей в ходьбе с
выполнением заданий по
команде воспитателя, в
прыжках из обруча в обруч;

Ходьба в
колонне по
одному, на
сигнал:«Аист!»

П/И

13 минут
ФЕВРАЛЬ
с
гантеля 1. Ходьба по гимнастической скамейке, на середине
поворот кругом (2-3-раза).
ми
2. Прыжки через бруски (в- 10см, р- 40 см) (2-3-раза).

Заключитель
ная часть
3 минуты

«Котята и
щенята».

Игра малой
подвижности
по выбору
детей.
Дыхательные
упражнения

1. Ходьба, перешагивая через набивные мячи, высоко
поднимая колени, руки на поясе (2-3 раза).
2. Прыжки через шнур (д-3 м) справа и слева
продвигаясь вперед, с энергичным махом рук (2-3
раза).
3. Перебрасывание мячей друг другу (р-2 м) двумя
руками снизу (10-12 раз).
с
косичк
ой

1. Прыжки из обруча в обруч на 2-х ногах (2-3 раза).
2. Прокатывание мячей между предметами (2-3 раза).

17

«Цветные
Ходьба в
автомобили» колонне по
одному с
.
хлопком в

развивать ловкость при
прокатывании мяча между
предметами.
в прыжках на двух ногах
через шнуры, в
прокатывании мяча друг
другу.

III

Упражнять детей в прыжках
на двух ногах через шнуры, в
прокатывании мяча друг
другу в ходьбе и беге
врассыпную между
предметами; в ловле мяча
двумя руками; закреплять
навык ползания на
четвереньках.

- остановиться,
поднять ногу,
согнутую в колене, руки в
стороны и некоторое время
удерживать
равновесие,
затем продолжить ходьбу.На
сигнал педагога: «Лягушки!»
- дети приседают на корточки, кладут руки
на колени.
Ходьба в
колонне по
одному; по
сигналу
воспитателя
дети переходят
на ходьбу на
носках, руки за
голову;
обычная
ходьба, руки в
стороны;
переход на бег
врассыпную.
Ходьба и бег в
чередовании.

ладоши на
каждый
четвертый
счет.

1. Прыжки на 2-х ногах через короткие шнуры (6-8
шт), р- 50 см (2-3 раза).
2. Прокатывание мячей друг другу (р-2,5 м)в
шеренгах, стоя на коленях (10-12 раз).
4. Ходьба по гимнастической скамье на носках, руки
на поясе (2-3 раза).

с
мячом

1. Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.
2. Ползанию по гимнастической скамейке на
четвереньках.
1. Метание мешочка в вертикальную цель (д – 50 см)
правой и левой рукой от плеча (5-6 раз).
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и колени (2-3 раза).
3. Прыжки на 2-х ногах между предметами,
поставленными в шахматном порядке (2-3 раза).

18

Дыхательные
упражнения

«Собери
мины».

Ходьба на
месте, с
передвижение
м вправо,
влево, вперёд,
назад «Как
солдаты».
Дыхательные
упражнения

Неделя

IV

I

Упражнять детей в ходьбе с
изменением направления
движения; повторить
ползание в прямом
направлении, прыжки между
предметами в ползании по
гимнастической скамейке, в
равновесие, в прыжках на
правой и левой ноге.

Ходьба в
колонне по
одному
Ходьба и бег
врассыпную по
всему залу,
перестроение в
ходьбе в
колонну по
одному.

Задачи

Вводная часть

с
гимнас
тическ
ой
палкой

1. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на «Воробушки Ходьба в
ладони и ступни – «по-медвежьи» (2-3 раза).
и
колонне по
2. Равновесие – ходьба, перешагивая через набивные автомобиль» одному с
мячи (5-6 шт.), высоко поднимая колени на р- 2 шага
.
хлопком в
(2-3 раза).
ладоши на
каждый
1. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
четвертый
ладони и колени (2-3 раза).
счет.
2. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке
боком приставным шагом: на середине присесть, руки
Дыхательные
вывести вперед, подняться и пройти дальше (2-3 р)
упражнения
3. Прыжки на правой и левой ноге до кубика р-2 м.

Основная часть
ОРУ

4 минуты
Упражнять детей в ходьбе и
беге по кругу с изменением
направления движения и беге
врассыпную; упражнять в
ходьбе и беге по наклонной
доске; повторить
упражнения в равновесии и
прыжках.

Ходьба в
колонне по
одному,
переход к
ходьбе по
кругу; по
сигналу
поменять

Основные движения

13 минут
МАРТ
без
1. Ходьба на носках между предметами (р- 50см)(2-3
предме раза).
тов
2. Прыжки на двух ногах через шнур справа и слева,
продвигаясь вперед (3 м) (2-3 раза).

19

П/И

Заключитель
ная часть
3 минуты

«Самолеты»

Ходьба в
колонне по
одному. Игра
малой
подвижности
«Найди
цветок для
мамы».

II

III

Упражнять детей в ходьбе с
выполнением заданий по
команде; упражнять в
прыжках в длину с места;
закрепить умение
перебрасывание мешочков
через шнур и перебрасывать
мяч через сетку; повторить
ходьбу и бег врассыпную
Упражнять в прокатывании
мячей друг другу;

Упражнять детей в ходьбе и
беге по кругу; ходьбе и беге
с выпoлнeниeм задания;
упражнять в прокатывании
мяча между предметами;

направление
движения;
ходьба и бег
врассыпную с
остановкой по
сигналу.
Ходьба в
колонне по
одному; на
сигнал
«лошадки»ходьба с
высоким
подниманием
колен, руки на
поясе; обычная
ходьба; на
сигнал
«мышки»ходьба на
носках, руки за
голову; ходьба
и бег
врассыпную
ходьба и бег по
кругу с
выполнeниeм
заданий:
ходьба на

1. Ходьба и бег по наклонной доске (2-3 раза).
2. Прыжки через короткую скакалку (2-3 раза).

с
обруче
м

1. Прыжки в длину с места (10-12 раз).
2. Перебрасывание мешочков через шнур (8-10 раз).

Дыхательные
упражнения

«Бездомный
заяц»

1. Прыжки в длину с места (4-5 раз).
2. Перебрасывание мяча через сетку 2-я руками из-за
головы (2 м) и ловить после отскока (5-6 раз).
3. Прокатывание мяча друг другу (сидя – ноги врозь)
(по 8-10 раз).

с
малым
мячом

1. Прокатывание мяча между предметами,
поставленными в один ряд (2-3 раза).
2. Ползание по гимнастической скамейке на животе,
подтягиваясь 2-я руками (2-3 раза).

20

«Перелет
птиц»

Ходьба в
колонну по
одному с
движением
рук
Дыхательные
упражнения

Ходьба в
колонне по
одному.

закрепить умение ползать на
животе по скамейке,
с опорой на колени и ладони.
Упражнять детей в
равновесии.

Неделя

IV

I

Упражнять детей в ходьбе и
беге врассыпную, с
остановкой по сигналу
воспитателя; повторить
ползание по скамейке «помедвежьи»; упражнения в
равновесии и прыжках.
упражнять в лазании по
гимнастической стенке

Задачи

носках,
присесть, руки
на коленях;
переход на
обычную
ходьбу.
Ходьба в
колонне по
одному; ходьба
и бег
врассыпную,
по сигналу
воспитателя
остановиться

1. Прокатывание мячей между предметами (2-3 раза).
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и колени с мешочком на спине «Проползи –
не урони» (2-3 раза).
3. Равновесие – ходьба по скамейке с мешочком на
голове (2-3 раза).
с
1. Лазанье по гимнастической скамье с опорой на
«Охотники и
флажка ладони и ступни «по-медвежьи» (2-3 раза).
зайцы»
ми
2. Ходьба по гимнастической скамье на носках, руки
в стороны (2-3 раза).
3. Прыжки через шнуры (5-6 шт.), положенные в одну
линию (2-3 раза).
1. Лазанье по гимнастической стенке, с
продвижением вправо по 3 рейке, спуск вниз.
2. Ходьба по гимнастической скамье перешагивая
через кубики, руки на поясе (2-3 раза).
3. Прыжки на 2-х ногах через бруски (5-6 шт., в-5 см)
.(2-3 раза).

Дыхательные
упражнения

Вводная часть

Основная часть

Заключитель
ная часть

ОРУ
4 минуты
Упражнять детей в ходьбе и
беге в колонне по одному,
ходьбе и беге врассыпную;
повторить задания в
равновесии и прыжках.

Ходьба в
колонне по
одному; по
сигналу дети
переходят к
ходьбе с пере-

Основные движения

13 минут
АПРЕЛЬ
1.Равновесие – ходьба по гимнастической скамье, с
мешочком на голове, руки в стороны (2-3 раза).
без
предме 2. Прыжки на 2-х ногах через бруски (5-6 шт., в-10
см., р.-40 см.) (2-3 раза).
тов

21

П/И

Игра малой
подвижности
«Найдем
зайку»
Дыхательные
упражнения

3 минуты
«Пробеги
тихо».

Ходьба в
колонне по
одному, на
носках,
переход на
обычный шаг

II

Упражнять детей в ходьбе и
беге по кругу, взявшись за
руки, ходьбе и беге
врассыпную; упражнять в
метании мешочков в
горизонтальную цель;
закреплять умение занимать
правильное исходное
положение в прыжках в
длину с места.

шагиванием
через бруски
(8-10 шт.)попеременно правой и левой
ногой; бег
врассыпную.
Упражнения в
ходьбе и беге
чередуются
Ходьба в
колонне по
одному в обход
зала, по
сигналу инстр.
ведущий идет
навстречу ребенку,идущему
последним в
колонне, и,
подходя, берет
его за руки,
замыкая круг.
Ходьба по
кругу,
взявшись за
руки, с
изменением
направления
движения
Ходьба и бег
врассыпную.

1. Ходьба по гимнастической скамейке боком
приставным шагом, с мешочком на голове (2-3 раза).
2. Прыжки на 2-х ногах через шнуры (5-6 шт.,р- 50
см) (2-3 раза).
3. Метание мешочков в горизонтальную цель правой
и левой рукой (с р- 2,5 м)

с
кеглей

1. Прыжки в длину с места (5-6 раз).
2. Метание мешочков в горизонтальную цель (3-4
раза).
3. Прыжки в длину с места –«Кто дальше прыгнет».
4. Метание мячей в вертикальную цель (р.-1,5 м) от
плеча
5. Отбивание мяча одной рукой несколько раз подряд
и ловля его 2-я руками.

22

Дыхательные
упражнения

«Совушка»

Ходьба в
колонне по
одному, на
носках,
переход на
обычный шаг.
Дыхательные
упражнения

III

IV

Упражнять в ходьбе с
выполнением заданий по
сигналу воспитателя;
развивать ловкость и
глазомер при метании на
дальность, повторить
ползание на четвереньках.

Упражнять детей в ходьбе и
беге врассыпную; повторить
упражнения в равновесии и
прыжках.

Ходьба в
колонне по
одному. По
сигналу
воспитателя:
«Лягушки!» дети приседают
и кладут руки
на колени,
поднимаются и
продолжают
ходьбу. На
сигнал:
«Бабочки!» переходят на
бег, помахивая
руками«крылышками»
. Упражнения в
ходьбе и беге
чередуются.
Ходьба в
колонне по
одному, ходьба
и бег
врассыпную;
по сигналу
воспитателя:

с
мячом

1. Метание мешочков на дальность (6-8 раз).
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и колени (2-3 раза).

3. Метание мешочков правой и левой рукой на
дальность (по 4 раза)
4. Ползанье по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и ступни «по – медвежьи»(2-3 раза).
5. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (д- 3
м).

с
гимнас
тическ
ой
палкой

1. Равновесие – ходьба по гимнастической скамье,
приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки на
поясе (2-3 раза).
2. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч (5-6 шт.)
(2-3 раза).

23

«Воробушки Ходьба в
колонне по
и кот»
одному.
Игра малой
подвижности
«Угадай, кто
позвал».
Дыхательные
упражнения

«Птички и
кошка»

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

Неделя

«Лошадки!» ходьба, высоко
поднимая
колени; по
сигналу:
«Мышки!» ходьба на
носках
семенящими
шагами; ходьба
и бег в
чередовании.

I

Задачи

1. Равновесие – ходьба по гимнастической скамье
приставным шагом, руки на поясе; на середине
присесть, вывести руки вперед, подняться и пройти
дальше (2-3 раза).
2. Прыжки на двух ногах между предметами
поставленными в один ряд(р.- 40 см) (2-3 раза).

Вводная часть

Основная часть
ОРУ

Основные движения

4 минуты
Упражнять детей в ходьбе
парами, в сохранении
устойчивого равновесия при
ходьбе по уменьшенной
площади опоры; повторить
прыжки в длину с места.
упражнять в перебрасывании
мяча из-за головы.

Ходьба и бег
парами, ходьба
и бег
врассыпную.
Перестроение в
три колонны.

П/И

13 минут
МАЙ
1. Ходьба по наклонной доске (ш- 15, в- 35 см)
2. Прыжки в длину с места через шнуры (р – 30-40
без
предме см)
тов
1. Ходьба по гимнастической скамейке боком
приставным шагом, на середина присесть, встать и
пойти дальше
2. Перебрасывание мяча 2-мя руками из-за головы в
шеренгах (2-3м.).
3 Прыжки в длину с места через шнуры (р – 50 см).

24

Заключитель
ная часть
3 минуты

«Котята и
щенята».

Ходьба в
колонне по
одному. Игра
малой
подвижности
по выбору
детей.
Дыхательные
упражнения

II

Повторить ходьбу со сменой
ведущего; упражнять в
прыжках в длину с места;
развивать ловкость в
упражнениях с мячом.

III Упражнять детей в ходьбе с
высоким подниманием
колен, беге врассыпную, в
ползании по скамейке;
повторить метание в
вертикальную цель.
Прыжки через короткую
скакалку

Ходьба в
колонне по
одному со
сменой
ведущего
Ходьба и бег
врассыпную по
всему залу.

с
кубика
ми

1.Прыжки в длину с места через шнур (р. -50 см) (6
раз).
2. Перебрасывание мячей друг другу из-за головы (8
раз).
3. Метание мешочков на дальность (правой и левой
рукой).
1.Прыжки в длину с места через шнур (р. -60 см) (8
раз).
2. Перебрасывание мячей друг другу из-за головы (8
раз).
3. Метание мешочков на дальность (правой и левой
рукой).

Ходьба в
колонне по
одному;
«лошадки» высоко
поднимать
колени, руки
на поясе;
бег
врассыпную.

с
гимнас
тическ
ой
палкой

1. Метание в вертикальную цель (р-2 м) правой и
левой рукой, от плеча (3-4 раза).
2. Ползание по гимнастической скамейке на животе (2
раза).
1. Метание в вертикальную цель (р-2 м) правой и
левой рукой, от плеча (3-4 раза).
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на
ладони и ступни «по-медвежьи».
3. Прыжки через короткую скакалку.

25

«Совушка»

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

«Зайцы и
волк»

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

IV

Повторить ходьбу и бег с
выполнением заданий;
упражнять в сохранении
устойчивого равновесия при
ходьбе по повышенной опоре
в прыжках.
в лазании на гимнастической
стенке.

Ходьба в
колонне по
одному
бег в колонне
по одному.

с
мячом

1. Равновесие-ходьба по скамейке с мешочком на
голове, руки в стороны (2-3 раза).
2. Прыжки на двух ногах через шнур справа и слева
(д- 3 м) (2-3 раза)
1. Лазанье на гимнастическую стенку и спуск с нее (2
раза).
2. Равновесие - ходьба по доске, лежащей на полу, на
носках, руки за головой (2 раза).

\

26

«У медведя
во бору».

Ходьба в
колонне по
одному.
Дыхательные
упражнения

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
Формы







НОД
утренняя гимнастика
подвижные игры
спортивные игры
игровая ситуация
ситуации (ситуации морального выбора, ситуации общения и
взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации,
ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по
интересам детей, ситуационные задачи и др.)
 проект
 спортивные праздники и развлечения
Методы
•
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
(образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. );
•
методы создания условий, или организации развития у детей
первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и
деятельности (метод приучения к положительным формам общественного
поведения, упражнения, образовательные ситуации);
•
методы, способствующие осознанию детьми первичных
представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого,
пояснение, разъяснение,.);
•
репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением
(упражнения на основе образца воспитателя);
•
эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача
делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети
(применение представлений в новых условиях)
Средства
 демонстрационные и раздаточные;
 визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
 двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья,
прыгания, занятий с мячом и др.);
 игровой (оборудование для подвижных игр);
 коммуникативной (дидактический материал);
27

 чтения художественной литературы (использование стихов, потешек,
загадок и т.д.);
 познавательно-исследовательской
(натуральные
предметы
для
исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,
карты, модели, и др.);
 трудовой (помощь детей в раскладке и уборке спортивного
оборудование и инвентарь);
 продуктивной (спортивное оборудование и инвентарь);
 музыкально-художественной (аудиозаписи и др.).
Формы образовательной деятельности в НОД
фронтальный
(все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение;
применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих
упражнениях, в различных заданиях с мячом)
поточный
(дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом),
передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие - ходьба
по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед
и т.д.); этот способ позволяет педагогу корректировать действия
детей, устранять ошибки и главное - оказывать страховку в случае
необходимости; данный способ широко используется для закрепления
пройденного материала)
Групповой
(дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая
группа получает определенное задание и выполняет его; одна группа
занимается под руководством педагога, другие занимаются
самостоятельно или в парах (с мячом)
Индивидуальный
(применяется при объяснении нового программного материала, когда
на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ
и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность
выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и
неточности)

28

2.3. Взаимодействие с семьями дошкольников
Система работы с родителями
Период
Сентябрь

Содержание работы
«Основные
гигиенические
требования к одежде и
обуви детей для занятий
физической культурой в
детском саду»
Информация по итогам
мониторинга

Форма работы
Консультация для
родителей

Ответственный
Инструктор по
физической
культуре

Индивидуальная
беседа

Ноябрь

Акция «Путь к
здоровью»

Выпуск семейной
стенгазеты

Декабрь

«Детский спортивный
уголок»

Папка - передвижка

Январь

«Правила утренней
гимнастики»

Февраль

«Игра, как средство
полноценного развития
ребенка»

Консультация для
родителей на
информационном
стенде
Консультация на
информационном
стенде

Инструктор по
физической
культуре
Инструктор по
физической
культуре
Инструктор по
физической
культуре
Инструктор по
физической
культуре

Март

«Значение игр и
упражнений с мячом во
всестороннем развитии
ребенка»
«Роль родителей в
укреплении здоровья
детей и приобщении их к
здоровому образу
жизни»
Информация по итогам
мониторинга

Октябрь

Апрель

Май

29

Инструктор по
физической
культуре

Консультация для
родителей на
информационном
стенде
Папка - передвижка

Инструктор по
физической
культуре

Индивидуальная
беседа

Инструктор по
физической
культуре

Инструктор по
физической
культуре

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания.
Методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие»
Автор

Л.И. Пензулаева
Л.И. Пензулаева
Л.В.Яковлева,
Р.А. Юдина
П.П. Буцинская,
В.И. Васюкова
А.И. Фомина

Название
Федеральная образовательная
программа дошкольного
образования
Оздоровительная гимнастика.
Комплексы упражнений. 4-5
лет
Физическая
культура
в
детском саду. Средняя группа
4-5 лет.
Физическое
развитие
и
здоровье детей 3-7 лет.
Программа «Старт»
«Общеразвивающие
упражнения в д\с»

Е.А. Алябьева

«Физкультурные занятия и
спортивные игры в д\с»
«Нескучная гимнастика»

Железняк Н.Ч.,
Желобкович Е.Ф.

«100 комплексов ОРУ для
старших дошкольников»

Е. И. Подольская

«Необычные физкультурные
занятия для дошкольников»

Т.Б. Сидорова

«Познавательные
физкультурные занятия»

М.Ю. Картушина

«Физкультурные сюжетные
занятия с детьми 5-6 лет»

30

Издательство

год
изд.

М.: МозаикаСинтез.

2020

М.: МозаикаСинтез.

2017

Владос

2014

М.«Просвещение» 1990
М.«Просвещение» 1984
Москва, ООО
«ТЦ Сфера»
Москва, ООО
«Издательство
«Скрипторий
2003»
Волгоград,
Издательство
«Учитель»
Волгоград,
Издательство
«Учитель»
Москва, ООО
«ТЦ Сфера»

2014
2009

2010
2011
2012

В.Г. Фролова
Фролова, Г.П.
Юрко
Л.И. Пензулаева
С.Я. Лайзане,
Л.Д. Глазырина,
Москва
А.Г. Голубева
С.Н. Теплюк,
Л.Ф. Литвинова
Н.Луконина, Я.
Чадова
Э.Я. Степаненкова
Степаненкова Э.Я
Н.А. Малехина,
Л.А. Колмыкова
Е. И. Подольская

«Физкультурные
занятия,
игры и упражнения на
прогулке»
«Физкультурные занятия на
воздухе
с
детьми
дошкольного возраста)
Физическая
культура
в
детском саду
Физическая культура
малышей»
«Физическая культура
дошкольникам»
Гимнастика и массаж для
самых маленьких
Занятия на прогулке с
малышами
Русские
народные
подвижные игры
«Физкультурные праздники в
д\с»
Методика физического
воспитания»
Физическое воспитание в
детском саду
«Нетрадиционные подходы к
физическому воспитанию
детей в доу»
«Физическое развитие детей
2-7 лет»

31

Москва,
«Просвещение»

1986

Москва,
«Просвещение»

1983

Москва,
«Мозаика
_синтез»
Москва,
«Просвещение»
«Владос

2014

М, «Мозаика
_синтез
М, «Мозаика
_синтез
Москва,
Просвещение
Москва,
Пресс»,
М, «Мозаика
_синтез»
М.: Мозаика Синтез
С.- Петербург,
«Детство-пресс»

2005

Волгоград,
Издательство
«Учитель»

2012

2004
2001

2005
1988
2004
2005
20052010
2012

Приложение №1
Двигательная деятельность детей в МБДОУ
№ Мероприятия Периодичность
п/п

Ответственный

1

Утренняя
гимнастика

Ежедневно

2

НОД в
спортивном
зале

2 раза в
неделю по
сетке

Инструктор по физкультуре

1 раз в неделю
по сетке

Воспитатели групп

НОД на
воздухе

Воспитатели
групп
инструктор по физкультуре

или

3

Подвижные
игры

По плану

Воспитатели групп

4

Гимнастика
после
дневного сна

Ежедневно

Воспитатели групп

5

Спортивные
упражнения

по плану

Воспитатели групп

6

Физкультурные досуги

1 раз в
месяц

Инструктор по
физкультуре

7

Физкультурные
праздники

2 раза в год

Инструктор по физкультуре,
музыкальный руководитель,
воспитатели групп

8

День здоровья

2 раз в
год

Инструктор по физкультуре,
музыкальный руководитель,
воспитатели групп

32

Приложение № 2
Инструментарий
Быстрота
Бег на 30 метров.
Цель: оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

8,1 и ниже

8,2-9,2

9,3 и выше

8,3 и ниже

8,4-9,4

9,5 и выше

Оборудование: 2 ориентира, секундомер.
Процедура тестирования:
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м, с
разделительной полосой по середине), на дорожке отмечаются линии старта и
финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на
линии старта, второй с секундомером на линии финиша, за которой на
расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «На
старт!» 2 детей подходят к линии старта и принимают стартовую позу. Затем
следуют команды «Внимание!» - поднимая флажок вверх, «Марш!» - мах
флажком вниз (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время инструктор,
стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха
(3-5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.
Предлагаются 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
Результат: Засчитывается лучший результат из 2 попыток. (Общероссийская
система мониторинга,2001)
Прыжки в длину с места (см)
Цель: определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
33

мальчики
девочки

высокий

средний

низкий

85 и выше

63 – 84

62 и ниже

80 и выше

56-79

55 и ниже

Оборудование: яма с песком для прыжков; прорезиненная дорожка; мат;
рулетка; мел.
Процедура тестирования: ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами,
с
интенсивным
взмахом
рук,
от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстоян
ие
и
приземляется
на
обе
ноги.
При приземлении нельзя опираться позади руками.
Результат: измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатк
ом
ног
(по
пяткам)
при
приземлении
(см).
засчитывается
лучшая
из попыток.
(Общероссийская система
мониторинга,2001)
Бросок набивного мяча (1 кг)
Цель: определить скоростно-силовые качества в метании на дальность.
высокий
мальчики
девочки

больше
185
больше
178

средний
184 - 138
177 - 123

низкий
ниже
137
ниже
122

Оборудование: набивной мяч (1 кг)
Процедура тестирования: на асфальтовой дорожке или на спортивной
площадке.
Предварительно
размечается
дорожка
мелом
поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается
цифрами. Линия отталкивания (шириной 40 см) заштриховывается мелом.
По
команде
ребенок
подходит
к
линии
отталкивания,
из исходного положения стоя производит бросок мячом двумя руками из
за
головы,
ноги
на
ширине
плеч. При броске нельзя изменять положение стоп.
34

Результат: засчитывается лучший результат из 3 попыток
Метание мешочека с песком (м)
Цель: определить скоростно-силовые качества в метании на дальность.

Правая рука
высокий
мальчики
девочки

более
5,7
более
4,4

средний
5,6 – 4,5
4,3 – 3,5

низкий
ниже
4,4
ниже
3,4

Левая рука
высокий
мальчики
девочки

более
4,2
более
3,5

средний
4,1 – 3,0
3,4 – 2,8

низкий
ниже
2,9
ниже
2,7

Оборудование: мешочек с песком массой 200 г, в количестве не менее 3;
рулетка; мел; размеченная дорожка.
Процедура тестирования: на асфальтовой дорожке или на спортивной
площадке.
Предварительно
размечается
дорожка
мелом
поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается
цифрами. Линия отталкивания (шириной 40 см) заштриховывается мелом.
По
команде
ребенок
подходит
к
линии
отталкивания,
из
исходного
положения
стоя
производит
бросок
мячом
(мешочком)
одной
рукой,
одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске
нельзя изменять положение стоп.
 Исходное положение в пол – оборота к направлению метания;
 Наличие замаха;
 Перенос центра тяжести на стоящую сзади полусогнутую ногу во
время замаха;
35

Перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
 Энергичный бросок с последующим сопровождением рукой мяча
(мешочка).
Результат: Засчитывается лучший результат из 3 попыток (по Г. Юрко).


Равновесие (сек)
Цель: определить статическое равновесие в течении определенного
времени.
высокий
мальчики
девочки

более
20
более
28

средний

низкий
менее
15
менее
19

15 - 19
19-27

Оборудование: секундомер.
Процедура
тестирования.
Исходное
положение:
носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стояще
й ноги, стопы расположены на одной прямой линии, вес тела равномерно
распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо,
смотреть вперед.
Результат – время выполненное в стойке (по М.А. Руновой).
Общие
указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда
ребёнок примет исходное положение, выключается – при потере
равновесия. При выполнении теста необходима страховка.
Координация движений
(подбрасывание и ловля мяча)
Цель: определить ловкость и координацию движения при подбрасывании и
ловле мяча

мальчики

высокий

средний

низкий

более

24 - 19

менее

36

девочки

25
более
25

24 - 19

19
менее
19

Оборудование: мячи.
Процедура тестирования: ребенок подбрасывает и ловит мяч двумя рука
ми, не прижимая к себе и не сходя с места. (по Руновой М.А.)

Гибкость (см)
(наклон из положения стоя)
Цель: определить подвижность всех звеньев опорно-двигательного
аппарата, эластичность мышц и связок.
высокий
мальчики
девочки

более
6
более
9

средний
4-5
7-8

низкий
менее
4
менее
7

Оборудование: скамейка высотой 20 – 25 см, линейка.
Процедура тестирования. Исходное положение: основная стойка, стоя на
скамейке, кончики пальцев ног вровень с краем скамейки, поверхность
скамейки соответствует нулевой отметки.
Ребенок наклоняется вниз, не сгибая колен (страховка обязательна), руки
скользят по линейке, установленной перпендикулярно скамье.
Результат - заносится в сантиметрах, регистрирует тот уровень, до которого
дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до
нулевой отметки (поверхность скамьи), то результат засчитывается со знаком
«минус».
(по М.А. Руновой).

37

Приложение №3
Картотека подвижных игр в средней группе
1. «Найди себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге,
распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Ход игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети
разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару! », дети, имеющие флажки одинакового
цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число
детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
2. «Самолеты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать
сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и
как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы! » - дети делают вращательные движения
руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели! » - дети разводят руки в
стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку! » дети садятся на скамейку.
3. «Огуречик,огуречик»

Цель: Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга;
совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух
ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети
могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.
4. «У медведя во бору»
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .
Ход игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и
выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
39

5. «Цветные автомобили»
Дети стоят вдоль стен комнаты. Это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках (кольцо, картонный
диск, желтого или зеленого цвета). Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три
флажка соответствующих цветов. Он поднимает один из флажков (а можно два или все три) — дети, имеющие
предмет этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит
флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи. Игра повторяется 4—6 раз.
6.«Перелет птиц»
Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.
Ход игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По
сигналу воспитателя: «Птицы улетают! » - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря! » - птицы летят на
вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.
7.«Лиса и куры»
Цель: Закреплять спрыгивание с гимнастической скамейке.
Ход игры: На одной стороне зала находится «курятник» (можно использовать гимнастическую скамейку). В
«курятнике» на «насесте» сидят «куры». На противоположной стороне зала – «нора» лисы. Все свободное место –
это двор.
Один из играющих назначается лисой, остальные дети – куры. По сигналу воспитателя куры» прыгают с насеста,
бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают. «Лиса» старается поймать
«кур». Не успевшую спастись «курицу» она уводить в свою нору. Игра возобновляется. Когда «лиса» поймает 2-3
«кур», выбирается другая «лиса».
8. «Кот и мыши»
40

Цель игры: развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия,
стремления к взаимовыручке.
Выбор ведущего и водящего: в роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит
за ходом игры. Для выбора кота и мышки возможно использовать речевку-песенку, проговариваемую затем в ходе
игры: это поможет детям одновременно выучить текст:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите:
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
Описание хода игры: играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или
напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются»,
мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода.
9. «Воробушки и автомобиль»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его
по сигналу воспитателя, находить своё место.
41

Ход игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После
слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая
руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль»
возвращается в «гараж».
10. «Зайцы и волк»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в
приседании, ловле.
Ход игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки
зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры
зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит:
«Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы
выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и
оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами,
стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть.
Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк! ».
Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают
их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.
11. «Птички и кошка»
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

42

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в
круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают
за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.
12. «Кролики»
Цель: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании,
в беге, в прыжках на 2 ногах.
Ход игры: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к
ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом
сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека.
Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети
присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает
кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит: «Бегите в
клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их
выпускает.
Правила: Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток. Кролики возвращаются после сигнала воспитателя
«Скорей в клетки!».
Варианты: в каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.
13. «Котята и щенята»
Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, в беге, лазании.
Ход игры: Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на участке.
Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, другие- щенят.
Котята находятся около гимнастической стенки, щенята- на другой стороне комнаты (в будках за скамейками, за
лесенкой, поставленной на ребро)
Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова воспитателя «ЩЕНЯТА» вторая группа детей
перелезают через скамейки.
Они на четвереньках бегут за котятами и лают «ав-ав-ав-ав!».
Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель всё время находится рядом.
43

Щенята возвращаются в свои домики, игра возобновляется.
14. «Собери мины»
Цель: Развивать ориентировку в пространстве, быстроту
По залу разбросаны шары двух цветов-мины. Напротив, каждой команды стоит корзина. По сигналу «Собрать
мины» каждая команда собирает шары своего цвета. Побеждает та команда, которая быстрее соберет шары.
15. «Бездомный заяц»
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге
Ход игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе
кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника,
забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то
меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут
16. «Охотники и зайцы»
Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять
умение бросать мяч стараясь попасть в цель. Развивать ловкость, глазомер.
Оборудование: небольшие резиновые мячи для охотников, эмблемы для зайцев и охотников, медали.
Ход игры:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.
44

….
Что за звери для метелей
Шубки новые надели?
В зимний холод тёплый мех
Так похож на первый снег!
Не ходить в такой красе
Ни волчице, ни лисе!
(Заяц)
Ход игры:
На одной стороне площадки место для охотников, обозначенное чертой, на другой – зайцев, обозначенные
кружками. В каждом кружке могут находиться по 2 – 3 зайца. По сигналу свистка зайцы выбегают из кружков и
прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник!» зайцы приседают, а охотники, не сходя с места,
бросают в них мячами (в руках по 2–3 мяча). Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным,
и охотник уводит его к себе. Кто нарушил правило выходит из игры.
17.«Пробеги тихо»
Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.
Ход игры: дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится
посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой
конец зала. Если водящий услышит, он говорит: «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий
45

говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они
возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо
и которую водящий не смог обнаружить.
18. «Совушка»
Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей
в беге.
Ход игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от
границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По
сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз.
Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

46


Наверх

аннотация к программе второй младшей группы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».